Каждый школьник мечтает о беззаботных деньках, когда можно лежать на пляже, есть мороженое и играть в компьютер. Но такой отдых вряд ли принесёт пользу в учебном году, когда придёт время сесть за парту и сдавать экзамены.
Предыстория
В 19 веке реформаторы школьного образования в США были всерьез обеспокоены тем, что дети слишком много учатся. Журналы писали: «Перегрузки из-за большого объема домашних заданий ведут к притуплению естественных способностей детей». В результате многочисленных споров, в 19 веке в школах США были отменены субботние занятия, сокращен учебный день и продлены каникулы. Сегодня длительные каникулы — это часть не только американской, но и европейской традиции. Однако, исследование, проведённое Карлом Александром из John Hopkins University в 2007 году, перевернуло представления общественности о роли летних каникул.
Исследование
Социолог Карл Александр на протяжении 30 лет изучал две категории младших школьников в Балтиморе. Первая — это дети из малообеспеченных семей, у которых нет возможности продуктивно отдыхать летом. Вторая — ученики с более высоким достатком, чьи родители могут организовать познавательные поездки, репетиторство, летние лагеря и экскурсии. Сравнивая оценки двух категорий школьников по математике и чтению, Карл пришёл к выводу: в течение года малообеспеченные дети отнюдь не хуже справляются с заданиями, чем их более благополучные сверстники. Однако с каждым годом, в сентябре, их успеваемость заметно падает, и чем старше становятся дети, тем больше разрыв между оценками, а значит, меньше шансов поступить в университет.
Дети, которые не учатся летом, на 60% отстанут в выпускном классе от тех, кто ездил в тематические лагеря, брал курсы иностранных языков и читал книги.
По данным исследования, дети, которые активно проводили своё лето, приходили в сентябре в школу и сразу набирали на 15 баллов больше. А их сверстники, вернувшись с каникул, показывали минус 4 балла. О чём это говорит? Дети, не успевающие в учебе, сбавляют именно в летний период. Бытует мнение, что азиатские школьники творят чудеса в математике, но в этом нет ничего удивительного: в Южной Корее учебный год составляет 220 дней, в Японии — 243 дня, в США и в России — в среднем 180. Вывод: возможно, проблема не в отстающих учениках, а во времени, которые дети готовы инвестировать в своё образование.
В чём польза летних программ
Лето — это не просто перерыв между учёбой, а важная часть образовательной стратегии. Детям нужен хорошо структурированный опыт каникул. Это могут быть академические, языковые, спортивные, творческие программы, где школьники развивают свои таланты, расширяют кругозор и постоянно вовлечены в процессы мышления.
Кому-то может показаться, что уроки иностранного языка, репетиторы по математике и списки книг на лето превращают жизнь ребёнка в будни стажёра, мечтающего открыть собственное дело. Но в перспективе всё выглядит иначе: ребёнок заключает своеобразную сделку с родителями и обществом. Мама, папа, учителя и тренеры дают ему шанс выучиться, овладеть языками, освоить музыкальный инструмент или вид спорта, а школьник в свою очередь поступает в престижный вуз, делает блестящую карьеру и становится активным членом общества.