Вита, 21 год
После окончания МГУ (специальность «Государственное и муниципальное управление»), я постепенно ушла работать в сферу искусств. Сначала в Министерстве культуры РФ занималась восстановлением и сохранением памятников культурного наследия, потом был дизайн-завод «Флакон» и Центральный дом художника, где я занималась арт-ярмаркой «Арт Москва» и выставкой «Арх Москва»
Но так как знаний было недостаточно, а в России нет адекватного, интересного и полноценного образования в арт-бизнесе (и вообще в искусстве), то я решила уехать на полгода.
Почему я выбрала арт-бизнес? Мне интересно в принципе искусство, продажи, реализация и продвижение молодых мастеров. Если говорить о продажах, то это, безусловно, современное искусство. В Sotheby's Institute of Art меня порадовал профессионализм лекторов, практические занятия в самом аукционном доме.
Обучение состояло на 70% из теории и на 30% из практики. Мы разбирали вопросы права, маркетинга, менеджмента, продаж, аукционных продаж и стратегии развития бизнеса в сфере искусства. По пятницам у нас были лекции в музеях, мы ходили в галереи, у нас были практические занятия по картинам, живописи и скульптуре. Я выбрала Old Masters, они были выставлены в очень известных галереях. А ребята, которые выбрали contemporary & modern art, ходили в Tate, и там, конечно, ещё интереснее было. Потом мы ездили в аукционные дома, в запасники"Sotheby's", к нам приходили люди, которые являются коллекционерами, галеристами, давали нам возможность пообщаться с ними, позадавать вопросы, как создавались их коллекции. Был небольшой курс по вину.
Практика - это постоянные презентации, задания, связанные с презентацией своего проекта. Я представляла проект онлайн-платформы молодых коллекционеров (те, у кого мене 5 лет опыта в коллекционировании), такой нишевый клуб. По каждой работе преподаватели давали комментарии, оценка ставилась в процентном соотношении.
Пока я не до конца поняла, как эти знания можно применить в России, потому что ситуация на российском арт-рынке кошмарная. Как и все, кто отучился на арт-бизнес, хочу поднимать его с колен. У меня есть приятельница, которая два года назад отучилась, работает в галерее «Эрарта» в Санкт-Петербурге. Когда она вернулась, у неё было столько энергии и сил, ей хотелось мир перевернуть, но через полгода это рвение постепенно улетучилось.
Я бы хотела работать в арт-маркетинге в аукционном доме, либо на площадках, типа «Гаража» или "Art Play", плюс параллельно создавать свой проект. Арт-образование, полученное за рубежом, достаточно сильно повышает шансы на трудоустройство.
Аукционные дома "Sotheby's" и "Christie's" ищут кадры, которые способны саморазвиваться и быть гибкими по отношению к постоянно поступающей информации. Нужно быть мобильным, потому что арт-сфера - работа сложная, здесь постоянно нужно впитывать в себя информацию, знать, что, где происходит, какой художник выставлялся, где и какого числа, и желательно, чтобы ты уже был там.
Мне не хотелось бы работать в Лондоне, я считаю, что в России можно многого добиться. Но нужно внедрять зарубежный опыт, потому что у нас нет никакой базы, никаких основ. Мы откровенно не знаем, как это делать, потому что просто этим не занимаемся. Люди изначально должны уезжать учиться за рубеж, а потом - почему бы и здесь не сделать такие школы? Со мной училась девочка из Америки, она изучала арт-менеджмент в Бостоне. Совершенно замечательное образование. И в Европе, и в Америке оно есть, оно развивается и оно интересно людям, и каждый потом находит себе место работы. У нас же этого нет, поэтому лучше поехать туда, набраться знаний, вернуться и внедрять их здесь. У нас есть такие профессионалы, как, например, Маша Байбакова, которая окончила факультет искусств Columbia University, потом Courtauld Institute of Art, и такие специалисты нам очень нужны в России.
Арт-бизнес стоит изучать именно в Sotheby's. Даже те, кто получил образование по искусству в Christie's, идут в Sotheby's получать степень магистра по арт-бизнесу или на семестровую программу, где всё более интенсивно. Если кратко охарактеризовать обучение в Sotheby's Institute of Art - «ёмко, быстро, интенсивно и не даёт тебе расслабиться».
Большинство людей в арт-бизнесе вообще приходят не из искусства, ничего не заканчивали в арт-сфере. Те, кто работал в финансах, знают, почему надо уходить в искусство - потому что это огромные деньги. Здесь важны не столько знания по искусству, сколько способность быть гибким, анализировать. Финансисты - хорошие аналитики, они очень хорошо приспосабливаются.