Ребекка, 17 лет
Летние программы
Мои родители всегда были настроены на то, чтобы я училась в Штатах, поэтому я с детства ездила туда в языковые лагеря на летние дневные программы. Я общалась с американцами, так у меня появился американский акцент, словарный запас и сформировался разговорный язык. Письменный американский я начала развивать сама, года 4 назад стала писать, читать, познакомилась с американской литературой. В течение последних 2-х лет я выбирала лагеря посерьезнее. В позапрошлом году я была на летней программе в Yale University, а в прошлом году — в летней школе Harvard University. 7 недель, 2 серьезных курса, с домашней работой — у Harvard University блестящая программа. Опыт летних программ помог мне понять американскую систему образования гораздо лучше. Harvard University, Yale University и Summer Camps дали представление о том, как американцы смотрят на обучение, как к нему подходят и чего ждут от тебя. Учителя в Штатах ждут от тебя ждут фактов, и ученики активно используют систему flash cards (пишется слово, а на обратной стороне его определение), которая направлена на заучивание. А дальше тебе дают список терминов на контрольной, ты должен термин объяснить — всё очень упрощенно. Я рассматриваю медицинское направление, потому что мои родители врачи, но последнее время задумываюсь о том, чтобы уйти в науку и надеюсь это совместить в University of Chicago. Я выбрала молекулярную инженерию, потому что University of Chicago — единственный университет в Америке активно развивающий это направление.
Gap year: практический опыт повышает шансы
Я готовилась к поступлению с 8 класса. В Москве 9-10 класс я занималась на программе A-level, изучала английский, а также биологию, химию, математику на английском. Это дало представление о том, как будет выглядеть учеба на английском. В StudyLab я занималась с Дэвидом, это тоже очень помогло. Я готовилась к SAT, расширяя словарный запас и повторяя всю грамматику. До сих пор, когда я встречаю какое-то слово, которое мы учили с Дэвидом, сразу же вспоминаю его значение. Например, cryptic — загадочный, раньше я никогда не слышала этого слова, а теперь знаю его и часто употребляю. Или aloof — дистанционный, отчужденный. Это классное слово, которое точного аналога в русском языке не имеет, и таких слов полно, они очень нужны, но в школе их не дают. После 11 класса я взяла GAP year. В это время я готовилась к экзаменам и работала в Лаборатории Протеомики на базе одного из медицинских университетов. Лабораторию я нашла сама, просто пришла туда и попросила помогать, мне разрешили. Там я работала полгода, помогала, училась, смотрела, спрашивала. У меня в школе не было ничего связанного с лабораторией, я даже пипетку в руках не держала, так что это был очень ценный опыт для меня, я всем советую. Думаю, что именно практический опыт работы в Лаборатории и зацепил приёмную комиссию в моем application. Должна признаться, когда я отправляла свои документы в университет, я еще не работала в этой лаборатории, а только планировала. Это был очень правильный шаг, потому что подача документов в университет проходит заранее, они не знают, что ты будешь делать во втором полугодии, лучше рассказать им об этом. Позже я написала в университет ещё одно письмо, где рассказала о том, что уже начала работу и учусь таким-то вещам. Это письмо советую отправлять admission officer, который смотрит ваши документы — американцы любят, чтобы ты лично с ними связался и написал о себе. Admission officers для разных стран почти всегда указаны на сайтах университетов. Если нет, то можно позвонить и спросить.
«Я считаю, что в моей аппликации им понравилось эссе...»
Я знаю, что для University of Chicago эссе очень важно. Туда нужно Personal эссе + отдельное письмо университету на предложенную тему. У них в списке есть необычные темы, например, «Если бы ты был pH, ты был бы кислотным или щелочным?» или «Расскажите про день недели — среду», я выбрала тему «Почему ты здесь, а не где-нибудь еще?» и очень интересно её «закрутила». Я исследовала тему микроскопически и макроскопически, привела примеры, используя научные теории и личный опыт и сделала объединяющий вывод. Очень важно дать перспективу личного опыта и одновременно показать, что тебя интересуют и мнения и опыт других людей. Personal эссе я писала про синестезию — это такой нейробиологичесский феномен, при наличии которого ты смотришь на число или цифру, и они ассоциируются с определенным цветом. Я интересно описала как нашла его у себя и как такая способность влияет на мою жизнь сейчас. Мое эссе также затрагивало тему пользы использования этого феномена в будущем, например, его изучением в научном или социальном контексте. Очень важно рассказать историю и сделать из нее полезный вывод. Ключевой момент — знание основной информации про университет. Нужно изучить что пишут студенты, профессора, в каком районе, что за город, какие плюсы и минусы, выбрать главное для себя и написать об этом в эссе. В таких эссе очень легко сделать copy-paste, и это делают все. Но я считаю, что очень важно задать себе вопрос: кто-то другой другой может что-нибудь подобное написать? И ответить на него отрицательно. Если я могу заменить «University of Chicago» на другой университет внутри предложения в моем эссе, то это не сработает. Admissions officers — профессиональные люди, они это знают и чувствуют, им это очень важно. Также я использовала в эссе микс национальностей, который есть в моей семье. Америка — интернациональная страна, они этим дорожат. В своём эссе я говорила о том, что у меня мама грузинка, папа наполовину армянин наполовину еврей и рассказывала, как культурные традиции этих наций повлияли на мои личные взгляды. Но это опционально, основную ставку на это я бы не делала. Еще можно было написать Option эссе. Там было можно писать всё, что угодно, но я решила не делать его художественным, а просто перечислить любимые книги, фильмы, музыку, чтобы легче было представить, кто я что я и чем интересуюсь. Американцы не очень хорошо знакомы с русской литературой или историей, поэтому важно показать им, что вы — человек другой культуры, но уважаете и интересуетесь американской.
«Чем больше вкладываешь сил, тем больше шансов на успех»
Я подавала Early Deсision в Columbia University в Нью-Йорке, и меня не приняли, даже на wait-лист не поставили. Для меня это было изначальным шоком, этот отказ сказался, и я серьезно отнеслась ко всему остальному. Я подавала документы в 11 разных университетов Regular Decision и к поступлению во все университеты отнеслась серьезно. У меня в голове не было разделения на плохие/хорошие или элитные/менее элитные, никакие университеты не нужно рассматривать как запасной вариант. Я считаю, что чем больше вкладываешь сил, тем больше шансов. Мне дали положительный ответ сразу несколько университетов, но University of Chicago показался наиболее подходящим местом для того, чего я хотела от университета. Я сознательно не подавала ни в Yale University, ни в Princeton University, ни в Cornell University, потому что мне не нравится атмосфера Лиги плюща. В Гарварде студентам иногда дают поблажки, потому что они в Лиге плюща, им нужно поддерживать рейтинг, а в University of Chicago, ты получаешь то, что заслужил. Для меня это было сложное время. Я верю в то, что если ты стараешься, то ты получишь хороший результат, поэтому даже в плохие дни, я ложилась спать и говорила себе: завтра новый день и всё будет лучше, и действительно — всё было лучше.
Советы поступающим
Нужно смотреть и читать все на английском, погружаться в среду и понимать, что из себя представляет страна, в которую ты едешь или хочешь поехать. Это очень пригодится в будущем, даже на экзаменах и в эссе. Никогда не забывать про эссе — это одна из важных частей. Хорошие результаты по экзаменам есть у многих. Если бы приёмная комиссия смотрела только по результатам экзаменов, то им нужно было бы принимать в 5 раз больше студентов, чем они принимают. Эссе — это ваш шанс выделиться. Если у университета есть какие-то дополнительные эссе, прикольные, смешные, то нужно полностью показать себя в этом. Нужно заниматься чем-то вне школы. У меня всегда было миллион занятий: от шахмат до баскетбола и балета — лучше не вразброс, а выбрать направление и в него углубляться. Например, если это танцы, то танцевать в разных странах, если баскетбол, то выигрывать медали, если шахматы — участвовать в турнирах. Важно показать себя вне школы, что тебе нравится, чем ты занимаешься, какие достижения имеешь. Нужно изучать внимательно сайт университета, форумы, отзывы, читать, что пишут люди, которые перевелись и им не нравится университет, чтобы быть готовым к каким-то отрицательным сторонам, понимать, что это не для всех. Важно понять, что хочешь от университета. Каждый университет имеет свои ценности. У них на сайтах есть что-то вроде миссии, в которой они рассказывают о том, что хотят получить от студентов и о том, что отдают взамен. Я не подавала в некоторые большие университеты, потому что понимала, что это не то, что я хочу и в то же время подавала в маленькие университеты, так называемые liberal arts, потому что знала, что мне там будет комфортнее. Не надо думать, что Гарвард, Йель или Принстон — лучший для вас только потому, что это Гарвард, Йель или Принстон, это разрушительное мышление. Нужно быть готовым ко всему, потому что никогда не знаешь, что будет.
Подача документов не время для скромности, лучше выбрать одну свою сильную черту или заслугу и развить её, не зацикливайтесь на всесторонности. Топ-университеты ищут тех, кто выделяется или отличается.