Александр, 14 лет
Год назад московский школьник Александр Кравцов стал девятиклассником престижной школы в Новой Англии Pomfret School. К
Как только Саша приехал в Россию на каникулы, мы пригласили его в офис StudyLab и расспросили о впечатлениях, новых увлечениях и планах на будущее.
Саша, давай вернемся на год назад. Вспомни, когда ты твердо решил продолжать учебу не в российской, а американской школе? Чья это идея была?
Идея была моя. Но появилась она не просто так. Живым примером для меня всегда была старшая сестра. В этом году она кончила Калифорнийский университет. То есть, все это время я следил за ее успехами, и думал, что у меня так тоже получится.
Помнишь, как готовился к экзаменам, сдавал английский и SSAT? Трудно было?
Конечно, пришлось серьезно позаниматься и английским, и математикой. Но, честно говоря, никакого страха не было. Я довольно уверено чувствовал себя и во время тестирования, и когда мы ждали ответа от школ. Я, правда, думал, что справлюсь с этой задачей. Так и вышло.
Ты учишься в Pomfret School. А куда еще подавал документы?
Мы долго выбирали школу. Хотелось, чтобы она была действительно лучшей. Выбирали между Ross School, Kent School и Pomfret School. Документы подавали сразу во все. И приглашения пришли ото всех. Но я помню, как я впервые оказался в Pomfret School , еще до учебы. И помню, как я буквально с первого взгляда на кампус понял, что это мое место, что я должен учиться именно здесь. Так что для меня, пожалуй, выбор был очевиден с самого начала. Сегодня, когда мы приезжаем в другие школы на спортивные соревнования, я в очередной раз убеждаюсь, что моя школа — лучшая.
Чем тебе запомнились первые дни на кампусе? Быстро привык к новой обстановке?
Первое время было непривычно находиться вдали от дома, от Москвы. Но адаптировался я достаточно быстро. Там были все условия для этого.
А как же абсолютно другая система образования? К ней тоже быстро привыкаешь?
Да, система образования здесь другая. Если в России школа — это классы с определенным количеством и составом учеников, которые все вместе проходят одну программу, то в Pomfret School процесс построен совершенно иначе. Отправная точка — это предметы, который ты должен изучить за триместр или учебный год. У каждого предмета есть несколько уровней сложности. То есть, например, математику я могу изучать со своими сверстниками, или, если мой уровень выше, со старшеклассниками. Каждый раз — это новый состав класса. Таким образом, я общаюсь с большим количеством ребят, постоянно знакомлюсь с кем-то новым. Математику я учу вместе с 10-классниками и 11-классниками. Испанский — с 12-классниками. И, знаете, такая методика гораздо эффективнее.
Как ты понял, что так учиться эффективнее?
В США учеба дается мне легче. Но не потому, что программа проще, а потому что интереснее. Если в Москве учитель объясняет тему всему классу и идет по плану дальше, то здесь преподаватели заботятся о том, чтобы материал был усвоен каждым студентом. И это дает свои результаты. Оценки здесь у меня выше, чем в московской школе. Тем более, когда ты общаешься со старшеклассниками и можешь спросить у них совета, это мотивирует тебя. Ты стараешься соответствовать лушим, стремишься каждый раз повышать уровень своих знаний. Вот, например, испанский. Я учил его в Москве, но половину просто не понимал, а заучивал. В Pomfret School я значительно подтянул язык и считаюсь лучшим учеником в классе.
С серьезными предметами все понятно. Как насчет спорта и искусства? Наверняка это тоже входит в твою обязательную программу?
Спорт я очень люблю. Весь год после уроков я занимался спортом. Сначала американским футболом, потом баскетболом, потом теннисом. Это превратилось в мое хобби. Даже в свободное время мы можем с ребятами просто пойти на одну из спортплощадок — они всегда открыты. Что еще мне нравится — каждую среду и субботу мы играем с командами из других школ. Иногда игры проводятся у нас, иногда — в других школах Коннектикута и Массачусетса . Мы ездили в St. George’s School, Suffield Academy, Kent School. Как раз во время таких поездок я понял, что Pomfret мне нравится гораздо больше.
А творчеством спортсмены должны заниматься?
Да. Вообще за все время обучения необходимо взять шесть триместров по искусству. В этом году мне удалось взять два. Я не очень увлекаюсь творчеством, но Pomfret заставлет по-новому взглянуть на свои способности интересы. За первый триместр я научился неплохо рисовать. А на другом триместре — увлекся импровизацией. Это когда несколько человек играют небольшую сценку, шутят и развлекают публику. Никогда бы не подумал, что мне это понравится. Это не так просто — выступать перед большой аудиторией. Но на импровизации я получил навыки публичного выступления, которые, я уверен, еще пригодятся мне в будущем. Чувство сцены дало мне ощущение уверенности. Это я понял, выступая на осеннем шоу.
Какие еще проекты и задания, которые ты выполнял в этом году, тебе запомнились?
На математике мы проводили очень любопытный эксперимент — пробовали рассчитать время смерти человека, основываясь на температуре тела и температуре помещения. Таким способом, оказывается, пользуется полиция, расследуя реальные происшествия. Мы, конечно, использовали игровые ситуации. Но все равно эта работа меня очень впечатлила. На английском мы читали произведение Шекспира «Венецианский купец» в подлиннике, то есть именно на том языке, которым пользовался Шекспир в XVI веке. Сначала было очень сложно. Но со временем я привык к необычным оборотам и мог понимать их смысл.
В декабре мы выполняли большой двухнедельный проект. Нас разделили по группам, и каждая группа получила свою тему проекта. У нас была тема — разница восточного и западного образования. За две недели мы съездили в несколько американских школ, взяли интервью у студентов и преподавателей, разговаривали с людьми на улицах. Мы ощущали себя настоящими журналистами, которые готовят сюжет на определенную тему. В итоге у нас получился небольшой фильм презентация об особенностях образовательных систем.
Из всего этого многообразия пройдённого и изученного, что, как ты думаешь, может превратиться в профессию?
Я еще не определился с ВУЗом и специализацией. Знаю только, что языки и математика мне очень интересны. Думаю, к концу 10-го класса я уже буду точно знать, куда двигаться дальше. В Pomfret у каждого есть академический советник. В этом году моим советником был учитель по английскому. Он очень мне помог с выбором предметов. А в 10-11 классе у нас будут консультанты, которые помогают сделать правильный выбор ВУЗа. Выпускники этого года подавали документы в очень серьезные ВУЗы — в Harvard, Princeton , MIT. Некоторые выбрали ВУЗы, которые входят в ТОП-10 арт-университетов США.
Что еще нового тебя ждет в 10 классе?
Вместо физики будет химия. По истории я буду изучать литературу и искусство. А по математике и испанскому планирую взять более продвинутый уровень. Летом планируешь заниматься? Да, летом буду ходить на занятия по математике к преподавателю из StudyLab. А еще хочу прочитать несколько книг, в том числе «Вишневый сад» Чехова. Интересно почитать Чехова на английском. Ты очень многим интересуешься, и, кажется, успеваешь везде и во всем.
Откуда берешь силы и энергию? Кто тебя вдохновляет?
Моя семья! Мама была отличницей. Папа всегда стремился к самым высоким результатам и до сих пор не снижает эту планку. Сестра успешно окончила американский университет. Я равняюсь на них, они — самая сильная мотивация и вдохновение для меня.
Что бы ты посоветовал тем, кто только собирается поступать в зарубежный ВУЗ или школу?
Ни в коем случае не сомневаться в успехе. Идти вперед и верить, что все получится. Переживать и волноваться — это не продуктивно. В Москве я не так был заинтересован в учебе, не выполнял домашние задания. В США все изменилось — тебе приходится отвечать за себя и за то, что ты делаешь. Никто не будет стоять над тобой, заставлять учиться. Ведь это твоя жизнь и твои цели.