Как отпустить ребенка за рубеж
Антон Сорин, детский психолог, доцент кафедры психологии МГУ
Отпустить ребенка за рубеж нужно — с удовольствием и легко. Почему? В большинстве случаев тревоги разлуки с детьми обоснованы страхами родителей, а не здравым смыслом. Дети тревожатся гораздо меньше. Основной фактор адаптации ребенка в любом новом сообществе — это навык бытового самообслуживания (умение следить за собой, поддерживать личную гигиену). Других проблем, как правило, не возникает, — все коммуникативные трудности, культурный шок, языковой барьер легко преодолимы.
Как понять, что ребенка можно отправлять в другую страну? — Когда почувствуете эмоциональную дистанцию. У детей есть два периода. Первый — это когда на ваш вопрос «Как дела в школе?» ребенок начинает рассказывать, как у него дела в школе. Второй период — это когда он просто отвечает «Нормально». Вот как только наступает второй период, — значит, ребенок готов и его можно отпускать одного.
В период адаптации ребенка в другой стране очень важно, во-первых, его поддерживать, а во-вторых, — не впадать в панику самому. Родители ведь понимают, что ребенок способен выдержать. Вопрос только в том, насколько способны выдержать это сами родители.
Почему стоит выбрать английское образование
Оксана Бутман, художник, преподаватель центра «Счастье»
Я очень довольна тем, что в 10 лет Даниил поехал учиться в Англию. В Москве сын учился в одной из лучших школ, выигрывал математические Олимпиады, но преподавание английского в школе было слабым, и меня это не устраивало. В итоге мы отправили сына в английскую школу на месяц, где он изучал предметы (науки, математику, искусство). После возвращения английский у Даниила стал намного лучше. Ему так понравилось учиться, что он захотел вернуться в Англию. Через год мы отправили его в Taunton School. Позже, когда пришло время выбирать школу посильнее, Даниил поступил в Oundle. Сейчас он изучает химию в Оксфордском университете — лучшем вузе мира по этой специальности.
Чем хорошо обучение в Англии? Там детей учат развитию речи, в отличие от нашей «сухой» грамматики. В английских школах это — постоянные задания на синонимы и антонимы, написать стихотворение, небольшой рассказ. Там важна индивидуальность. Учителя в английских школах считают, что даже если ребенок плохо учится, он может преуспеть в чем-то другом, главное — дать возможность проявить себя. Я «За» английское образование не с точки зрения знаний, а с позиции того, как много оно дает для развития личности.
Чему еще учат в Англии — умению рассуждать. На собеседовании в Оксфорд Даниилу предложили решить задачу по химии по материалам, которые они не проходили. Комиссии просто нужно было увидеть, как он мыслит. Сын задавал наводящие вопросы и делал это с чувством юмора, что у них тоже очень ценится. Еще при поступлении в Оксфорд большое внимание уделяется резюме — какие дополнительные занятия ребенок посещал в школе, как общался в коллективе, чем он может быть полезен обществу.
На самом деле, поступление — это как алгоритм: если правильно просчитать всё с самого начала, то можно добиться успеха.