Английский язык, диалог с преподавателями, работа в команде, — в университетах Англии и США всё по-другому. Адаптироваться к новой системе и пережить экзамены поможет подготовительный курс Foundation.
Foundation — это международная программа в вузах Англии и США. Она помогает студентам наверстать разницу между школьными программами разных стран, улучшить английский и определиться с будущей специальностью. Несмотря на то, что для выпускников российской школы Foundation — обязательный этап, его не стоит рассматривать как потерянный год. Напротив, это отличный способ адаптироваться к обучению за рубежом, и вот почему:
Уровень английского языка
В университетах Англии и США обучение с первого дня проходит на английском, — причем не на разговорном, а на академическом. Даже если подросток уверенно общается в бытовой среде, сдал ЕГЭ на 95, а IELTS на 8.0, легкой встряски ему всё равно не избежать. В британских и американских вузах учатся и преподают в основном носители языка — британцы и американцы. У каждого — свой темп речи, свой региональный акцент и произношение. Добавьте к этому приглашенных лекторов и студентов, для которых английский — иностранный язык, и получите второй культурный шок.
Так как обучение на бакалавриате в Англии длится всего 3 года, а в США — 4 года, то времени на адаптацию не так уж много. Нужно с первого дня включаться в учебу, и Foundation здесь весьма кстати. Программа включает курс английского, который развивает навыки критического чтения и письма, тренирует восприятие на слух, дает продвинутую грамматику и терминологию.
Эссе и презентации
Первое, с чем столкнется первокурсник за рубежом, — это большой объем письменных работ. Второе — это презентации. И то, и другое требует от студента навыков самостоятельности: нужно самому проработать весь материал, критически его проанализировать и презентовать в доступном виде. Кажется — всё просто, — прочитал и пересказал, но на деле всё куда сложнее. Зарубежный формат эссе кардинально отличается от привычных нам сочинений. Вместо размышлений — четкие аргументы и рассуждения, плюс ссылки на источники и проверка на плагиат.
На презентациях студент фактически занимает место лектора. Он должен заранее изучить тему, уметь рассказать о главном, поспорить с оппонентом и ответить на любые вопросы. Иностранцам порой трудно привыкнуть к таким форматам (да еще и на английском), поэтому на Foundation предусмотрен целый курс по академическим навыкам. Студенты учатся формулировать свои идеи, составлять содержание эссе, проводить самостоятельные исследования и оценивать свою работу. На бакалавриате эти навыки будут восприниматься уже как данность.
Диалог с преподавателями
В зарубежных вузах процент лекций, когда вещает только преподаватель, крайне небольшой. Основную часть времени занимают дискуссии, где студенты отстаивают свою позицию, а профессор задает им наводящие вопросы. Такой формат предполагает хорошие навыки критического мышления и ведения полемики. Выпускнику российской школы бывает сложно выйти из тени «пассивного слушателя» и вступить в диалог. Программа Foundation — это первый шаг в сторону коммуникабельности.
В университетах Великобритании и США стиль общения между преподавателями и студентами менее авторитарный и более открытый. Имея в запасе хороший аргумент, студент всегда может поспорить с профессором, и никто не назовет его «выскочкой». Наоборот — такая активность поощряется, ведь именно дискуссии двигают вперед и студента, и преподавателя, и науку.
Работа в команде
Обучение за рубежом всегда строится вокруг студента. Это значит, что преподаватель уходит на второй план, а на первый план выходит личность. В зарубежных школах и университетах большинство заданий — либо самостоятельные, либо групповые. Отсюда, кстати, и непривычные для российского школьника вступительные требования — мотивационное письмо и интервью. Университеты Англии и в особенности США делают большую ставку на личностные качества. Во многом это связано с философией обучения: студенты учатся, прежде всего, друг у друга. Если вас приняли, это значит, что вы не просто хорошо сдали экзамены, а подошли данному вузу как личность и можете стать частью команды.
На первом курсе бакалавриата иностранцам всегда сложнее вписаться в коллектив. Пока местные (англичане или американцы) выбирают курсы, вступают в клубы, записываются на спорт и делают всё так, как делали в старшей школе, то для иностранных студентов многое в новинку. Здесь на помощь приходит программа Foundation. На ней все участники — международные студенты. Они находятся в равных условиях, так как приехали в новую страну и пытаются вникнуть в новую систему обучения. Благодаря консультантам и международным центрам, которые открыты при вузах, процесс адаптации проходит куда быстрее.
Цели и ожидания
Переезд в другую страну — это всегда стресс, а поступление в вуз — это еще и страх не оправдать ожидания родителей. Подготовка по языку, обучение, карьерные амбиции, — всё это требует временных и материальных вложений. Разочарование в выборе специальности или провал на экзамене, — это не тот результат, на который рассчитывает семья, отправляя ребенка за рубеж.
На Foundation у студентов появляется возможность заново расставить приоритеты, пересмотреть выбор специальности и вуза, а главное — довести свои знания и навыки до уровня зарубежного студента. Да, оценки за Foundation прямо влияют на поступление на бакалавриат. Но их вес будет не таким большим по сравнению с итогами первого курса основной программы. Поэтому лучше все потрясения и краш-тесты пережить на подготовительном курсе, и начать первый год бакалавриата в боевой готовности.