Какой должна быть «школа будущего» и какие знания, умения и навыки она должна прививать детям.
Татьяна Бусаргина, StudyLab
Первое, что школа должна давать детям, — это возможность коммуницировать. Дети должны быть активными действующими лицами учебного процесса, а не пассивными получателями информации. Второе — навыки. Сейчас действует странная система: дети очень долго получают знания — в школе и университете, а потом они выходят в реальную жизнь и на знают, как эти знания применить. Для этого им нужны «soft skills» — навыки аналитики, презентации, публичных выступлений и принятия решений. Школьники не должны привыкать к тому, что есть одна точка в классе, из которой исходит поток знаний. Они должны дискутировать.
Ирина Лермонтова, эксперт по психологии лидерства
«Школа будущего» — это школа, которая поощряет умение учиться — ставить собственные учебные цели, планировать свою стратегию, отвечать за результаты, договариваться, проявлять гибкость. Этим вещам школа должна учить уже сегодня, чтобы дети оказались конкурентоспособными во взрослом мире. Успех топ-менеджеров определяют такие качества, как ответственность за свои результаты и умение признавать свои ошибки, а не ссылаться на внешние факторы. К сожалению, система оценивания в современной школе совершенно не способствует формированию этих качеств, — детей всё больше «натаскивают» на экзамены.
Рустам Байбурин, НИУ ВШЭ
Школа должна давать детям инструменты, чтобы ученик не просто ехал по готовым рельсам, а мог сам управлять движением. Индивидуальная учебная программа — это не только набор предметов внутри школы, но и всё образование, которое есть у школьника, включая репетиторов, танцы, курсы в Интернете и прочее. Вся его деятельность должны учитываться как единый образовательный процесс, потому что это противоестественно — разделять то, что происходит с учеником в школе и за её пределами. Образование — это более целостная штука.
Марат Зиганов, Ломоносовская Школа
Я бы задался вопросом: «Кого школа вместе с родителями формирует в будущем?» В ближайшие годы нужны компетенции — в отличие от навыков они более комплексные, в том числе эмоциональный интеллект. Такие вещи, как, например, проектная деятельность, пришла к нам из Европы, и понятно, что европейские школы задали тон современным российским школам. Кроме того, для «школ будущего» должны формироваться и компетенции педагогов. Но к сожалению, сегодня высшая школа, которая готовит педагогов, очень сильно отстает. И наверное, поэтому некоторые родители правильно делают, что вывозят своих детей за рубеж.
Иван Коломоец, Uchi.ru
Если мы говорим об индивидуализации учебного процесса, то мы должны идти от ученика, а не в коем случае не от учителя. Учитель — это менеджер образовательного процесса, а не его заказчик. Он должен подстраиваться под ученика, а не наоборот. Применяя такой подход, мы берем новые технологии и смотрим, как они могут пригодится в учебе. В результате создается продукт (например, Uchi.ru), который нравится и понятен ученикам. Это не развлекательный, а образовательный ресурс, и учителя его активно используют.
Стивен Рипли, Британская Школа StudyLab
Я заметил, что в России людям нужно меняться в менталитете в плане креативности. К сожалению, это большая проблема. У нас в Британии дети занимаются в школе с 4 лет, и 80% урока посвящено тому, что они должны думать сами, выполнять проекты. В России всё по-другому — всё наизусть, без креативности, не надо ничего выдумывать. В Англии же надо быть творческим и внутренне независимым человеком. С детьми важно много разговаривать, познавать общество, читать энциклопедии.
Никита Белоголовцев, главный редактор МЕЛ
У меня нет большей мечты применительно к российским школам, чем классные спортивные команды, школьные чемпионаты и отсутствие необходимости хранить где-то лыжи 75% учебного года. На мой взгляд, это одно из главных направлений, в которых российские школы могли бы развиваться.