Федор, 22 года
Я заканчивал бакалавриат в ВШЭ по специальности «экономика». К выпускному курсу у меня сформировалось интуитивное ощущение, что я хотел бы продолжить образование в сфере, связанной с изучением городов
В то же время, я понятия не имел о том, как и где я мог бы это сделать. На самом деле я даже не знал, существуют ли подобные программы в мире, потому что в России сфера городского планирования «оккупирована» архитекторами (рудимент практики централизованного планирования в Советском Союзе)
Я был очень рад узнать, что существует множество постдипломных программ в области градостроительства в США и Европе. Я решил ограничить мои поиски американскими программами по следующим причинам: — российская реформа законодательства в сфере городского планирования (Градкодекс 2004 года) была проведена в соответствии с принципами, действующими в США;
— американские программы магистратуры длятся два года в отличии от аналогичных одногодичных программ в Англии;
— в конце концов мне просто хотелось учиться именно в Штатах.
В США магистрские программы по городскому планированию значительно отличаются друг от друга, поэтому мне действительно пришлось просмотреть все учебные планы, чтобы найти тот, который подходит мне больше всего. Есть несколько основных подходов, по которым построены постдипломные программы по городскому планированию в Америке: от архитектуры (например, Columbia University), от управления (Kennedy School), от инженерии (Pratt Institute). Учитывая мое первое образование, я рассматривал только программы с управленческим, экономическим уклоном (хотя на них также преподавались и технические, и дизайн курсы). Наконец, я не хотел изучать мегаполисы, сидя в удаленном городке, поэтому я выбирал из университетов, расположенных в крупных городах. Школа Вагнера была на первом месте в моем списке и соответствовала всем критериям. Мне очень повезло, что в результате меня приняли именно туда. Все время обучения на магистерской программе я провел в состоянии близком к эйфории: мне очень нравился предмет и, думаю, то удовольствие, которое я получал от учебы, стало наградой за риск, который я на себя взял, прислушавшись к своей интуиции и выбрав именно это направление и программу.
Школа Вагнера (New York University, Robert F. Wagner Graduate School of Public Service) привлекает истинно либеральных студентов (иногда, наверно, даже слишком либеральных). Это было замечательное ощущение — быть окруженным людьми, которые глубоко интересовались другими людьми и были готовы помогать. Может это и прозвучит наивно, но я бы сказал, что там люди вкладывают несколько иной смысл в понятие государственной службы, чем тот, к которому мы привыкли в России. (Кстати, первоначально школа Вагнера называлась школой государственного управления). Помимо всего прочего, опыт стажировки и работы в группах на самом деле невероятно полезен: я узнал, насколько хорошо люди могут концентрироваться и работать результативно и эффективно, оставляя достаточно времени для социальной жизни и досуга.
«Учиться за рубежом» может означать все, что угодно. Я знаю много людей, которые в значительной степени впустую потратили свое время и деньги во время учебы за границей (клубы, вечеринки, поездки..). В основном, они поступали на трендовые программы сразу после окончания бакалавриата просто потому, что все остальные тоже куда-то ехали. Я предпочитаю американский подход: первое высшее образование, потом работа и только после этого второе высшее с четким пониманием того, что вы хотите от него получить. В то же время я знаю многих людей, которые сделали потрясающую карьеру после обучения за рубежом, занимаясь тем, что им безумно интересно, и воплотив в жизнь свою мечту. Иногда качество образования за границей лучше, чем в России, иногда — нет. В любом случае, все зависит от того, что вы сами хотите получить на выходе.