Как поступить в престижный университет? Как выбрать школу в Англии? И в каком возрасте отправлять ребенка учиться за рубеж? На вопросы отвечает наш эксперт, директор приемной комиссии колледжа St Clare`s Крис Осборн.
Традиционный вопрос: IB или A-level. Какую программу выбрать?
Лично я за IB. Эта программа объективно шире. Она позволяет выбрать 6 предметов, в то время, как на A-level студенты изучают 4 предмета в первый год обучения и 3 предмета — во второй. Помимо базовых предметов, студенты IB программ могут выбрать дисциплины для собственного развития. Также все дети обязательно изучают специальную программу — «теория познания».
IB также предлагает детям программу CAS (Creativity, Activity, Service), в рамках которой каждый ученик занимается творчеством, спортом и благотворительностью. Это позволяет развивать личностные качества, на которые обращают внимание представители топ-университетов, таких, как Оксфорд и Кембридж.
Программа IB предполагает создание расширенного эссе. Это — своего рода дипломный проект. Студент выбирает тему, разрабатывает её, а потом может использовать при поступлении в университет. Приёмная комиссия в университете видит IB Diploma и понимает, что вы изучили 6 предметов, вы разговариваете, на двух иностранных языках, занимались математикой и точными науками, вы умеете писать расширенное эссе. С дипломом A-level эти вещи совсем не очевидны, так что программа IB даёт больше возможностей.
IB Diploma позволяет вам поступать в любой университет мира, не только в Англии. В прошлом году 68 выпускников St.Clare`s оказались студентами английских вузов, трое поступили в престижные вузы США, 13 поступили в разные европейские университеты, 7 отправились в Канаду и один в Австралию.
Как происходит процесс выбора предметов для программы? Какую роль здесь играет школа?
Мы начинаем работать с ребенком уже на первом собеседовании. Спрашиваем, чего бы он хотел, в какой университет планирует поступать. Исходя из этого, предлагаем набор предметов. Если ученик хочет стать врачом — наша задача проследить за тем, чтобы он обязательно включил в свой список химию и биологию. Также с юристами и с другими специальностями.
Мы рекомендуем список предметов — ученик делает выбор. Если он ошибся с выбором предметов, можно изменить решение в течение нескольких недель со старта курса. Чаще всего это происходит с теми предметами, которые они не изучали ранее: экономика или социология. Они думают: «Экономика — звучит здорово!» А в процессе изучения понимают, что это совсем не то, чего ожидали.
Как школа готовит к поступлению в университет?
У нас в школе есть специальный офис, который занимается этим вопросом. Там со школьниками работают в индивидуальном порядке. Помогают выбрать предметы, анализируют успеваемость, способности и склонности ребенка. Отвечают на все вопросы по выбору предметов или будущей специальности. Каждый ученик может записаться на консультацию и получить необходимую информацию в полном объеме.
Каждый год, в конце сентября, мы проводим большую образовательную выставку на базе школы. К нам приезжают 50 университетов, в том числе из США. Каждый ребенок может лично проконсультироваться с представителем того или иного вуза.
С какими трудностями сталкиваются российские школьники первое время? Есть ли вещи, к которым они не готовы?
К еде оказываются не готовы (смеется). Вы, русские, находите английскую еду не очень. Ощутима разница в культуре. Все-таки мы думаем немного иначе, а это отражается везде; в том числе, и в манере преподавания. Английские преподаватели ведут урок не так, как это делают их коллеги в России. Они более демократичны, много внимания уделяют практике.
В некоторых предметах российские школьники очень сильны. Как правило, это математика, физика — точные науки. И не очень сильны в гуманитарных, например, в истории или литературе. Им не хватает навыков анализа текста.
Сколько времени требуется ребенку, чтобы привыкнуть к новой школе?
В большинстве английских школ существуют специальные программы ориентации школьников. К примеру, в первые выходные все новые ученики проводят день вместе. У них есть академическая часть дня, но там много веселья — это их сразу немного раскрепощает. Плюс, дети живут сообща, что позволяет заполучить друзей из разных уголков мира и делает процесс коммуникации увлекательным.