Мария, 23 года
Делимся с вами подробным отзывом Марии о поступлении в топ-вуз Нидерландов - University of Groningen в городе Гронинген. Весной Маша поступила на магистерскую программу Master of Arts in Film and Contemporary Audiovisual Media. Учеба продлится один год, но у Маши уже есть масса положительных впечатлений, которыми она с радостью с нами делится!
Как вы пришли к идее учиться в зарубежном университете?
Для меня поступление в зарубежный университет было сопряжено с решением поступать в магистратуру в целом. После бакалавриата романо-германской филологии, который я получила в Москве, было сложно представить, чем я хотела бы заниматься в будущем. За время перерыва в обучении я больше узнала о себе, получила очень ценные навыки и опыт работы и, конечно, в принципе открыла для себя (и для многих других студентов) мир зарубежного образования. Постепенно я пришла к тому, что хочу развиваться в сфере кинематографа и продолжить обучение по направлению Film Studies. Притом, мне было интересно учиться именно на английском языке и совмещать разные дисциплины в рамках программы – так появилась идея поступать в Европу!
Как вы выбирали специальность? Расскажите о своем пути выбора профессии.
Осознанно смотреть кино я начала еще в старших классах, а изучать – со второго курса бакалавриата как предмет по выбору. При этом, в отличие от многих моих друзей, я не занималась кино с точки зрения фильммейкинга – мне было интересно анализировать фильмы и киноязык с позиции зрителя, рассматривать кинематограф в контексте разных форм искусства. В определенный момент я поняла, что хочу заниматься своим увлечением профессионально.
Мне кажется, что с выбором специальности не стоит спешить, как и не стоит бояться сделать «неправильный» выбор. Важно дать себе шанс попробовать свои силы в разных направлениях, прислушаться к себе, изучить, что получается лучше, что хуже и какие занятия приносят больше всего удовлетворения и удовольствия. Я тоже продолжаю экспериментировать.
Что самое сложное было при поступлении?
Самым волнительным было, наверное, сдавать экзамен IELTS и ждать результат, особенно учитывая, что от экзаменов я успела отвыкнуть.
Непросто было писать мотивационные письма: процесс формулирования истории, внесения правок, переписывания эссе под разные университеты занял месяца два активной работы и требовал высокой концентрации. Несмотря на то, что специфика написания эссе для поступления мне была хорошо знакома, прорабатывать свою «персональную историю абитуриента» было для меня новым опытом – но очень увлекательным!
А если говорить в целом о процессе поступления, какие были этапы? Сколько времени он у вас занял от идеи до получения письма от университета?
К моменту начала подготовки у меня уже был готов список университетов, в которые я планирую подавать документы, и их требований. В общей сложности процесс поступления занял примерно два с половиной - три месяца. В октябре я начала подготовку к экзамену IELTS, параллельно делала первые наброски мотивационных писем, собирала рекомендации. Для одного из университетов (как раз для университета Гронингена, в котором я сейчас учусь) необходимо было также составить небольшую исследовательскую статью, которую я писала на основании своего бакалаврского диплома. В декабре я сдала IELTS и до Нового года подала все документы. Первое приглашение пришло уже через две недели, остальные ответы я ждала больше месяца. В апреле я получила последнее приглашение и приняла решение, где буду учиться.
Был ли языковой барьер?
В моей жизни до поступления было много английского языка, поэтому адаптировалась я относительно быстро. Интересно наблюдать за тем, как в новой языковой среде постепенно активизируется словарь и перестраивается мышление. Например, мне кажется, что новые слова я сейчас запоминаю и начинаю использовать быстрее, чем раньше, не говоря уже о прогрессе в беглости разговорной и письменной речи.
Как быстро у вас получилось адаптироваться к учебе?
Поначалу многое было непонятно: в частности, групповые задания, системы оценивания, использование внутренних электронных систем университета. Чего только стоила навигация в кампусах! Но за пару недель получается установить комфортный для себя темп работы, разобраться в электронных библиотеках и выработать привычку приезжать в новые кампусы заранее, чтобы не заблудиться в сводчатых коридорах и не опоздать на занятие. (Голландцы очень пунктуальны!)
Как устроена учебная программа в вашем университете? Как проходит процесс обучения? Если есть возможность, поделитесь с нами фото из университета и из Нидерландов в целом.
Моя программа – taught master’s длительностью один год, первый семестр из которого мы учимся, а второй – проходим стажировку и пишем master’s thesis (диссертацию). Мне, конечно, было жаль, что учебе отводится только полгода, но уже сейчас я понимаю, что с такой интенсивностью и уровнем проработки учебной программы преподаватели и студенты используют первый семестр максимально эффективно. Семестр, в свою очередь, делится на два модуля, включающих по три предмета. В качестве экзаменов мы пишем финальные эссе по каждому из предметов, делаем групповые презентации и сдаем промежуточные письменные работы.
Каждое занятие просчитано до минуты, все тексты и домашние задания становятся известны в самом начале модуля. При этом учебный процесс выстроен так, что значительную часть материала студенты прорабатывают самостоятельно или проводят семинары в группах. Преподаватель разбирает с нами самые важные и сложные моменты, дополняет презентации студентов, дает комментарии для улучшения, рекомендует литературу, а главное, поощряет дискуссии и критическое мышление. Могу сказать, что учиться непросто, но очень интересно.
Предлагает ли университет стажировки, проекты? Какие возможности есть?
В университете существует Career Service, который консультирует студентов по вопросам трудоустройства, стажировок и составления резюме. Кроме того, каждый месяц они делают рассылки и делятся доступными вакансиями или стажировками от компаний и организаций, сотрудничающих с университетом: театров, музеев, студенческих объединений, социальных программ. Проблема в том, что большинство из них требуют высокий уровень владения голландским, поэтому иностранным студентам в основном нужно либо обращаться к консультантам лично, либо искать варианты самостоятельно – в том числе за пределами Нидерландов.
Студенты, которые заинтересованы в реализации проектов, могут вступить в одну (или несколько) из студенческих ассоциаций, которых здесь множество: от спортивных и культурных до leadership associations. Они часто организуют и проводят разные мероприятия и открыты к сотрудничеству.
Какой бы совет вы дали тем, кто планирует учиться за рубежом?
Распределять время заранее и внимательно – это касается и процесса поступления, и обучения. Например, начать заниматься английским бы рекомендовала уже сегодня, ведь чем выше будет уровень подготовки на момент переезда, тем легче и быстрее пройдет адаптация.
Быть активнее, пробовать себя в разных сферах и занятиях, ценить любой полученный опыт.
И конечно, получать удовольствие от процесса не смотря на трудности!