Исследования психологов показывают, что образование и среда играют в развитии ребенка ничуть не меньшую роль, чем наследственность. От того, в каких условиях ребенок окажется в начальной школе, зависят его успехи в старших классах, университете, будущая карьера и вся дальнейшая жизнь.
Вы замечали, что всестороннее развитие ребенка присуще именно западной модели образования? В английских школах принято изучать несколько иностранных языков, разбираться в искусстве и иметь спортивные достижения. Однако всё это — не ради воспитания будущего гения, который поступит в престижную школу или университет, а ради развития бесконечного потенциала ребенка, который поможет ему вырасти счастливым человеком.
Тяга к познанию
Все дети обладают жаждой познания. До вступления в подростковый возраст (12 лет), они еще не осознают, что английский язык легче китайского, а музыка Бетховена сложнее детских песенок. Более того — дети не стремятся стать композиторами, актерами или поэтами, они просто делают то, что им нравится в игровой форме. Если направлять эту энергию в нужное русло, то результат окажется феноменальным. Образное мышление, хорошая память, любознательность и подвижность, — все эти качества присущи любому ребенку и использовать их по максимуму нужно именно в начальной школе.
Главное — своевременно добавлять новый опыт, распознавать благоприятные моменты в жизни ребенка и видеть его реакцию 24 часа в сутки.
Сегодня далеко не каждый родитель может найти время и силы на постоянное общение с детьми. Отдавая ребенка в первый класс, мы тут же записываем его на плавание, теннис, уроки игры на фортепиано и курсы иностранных языков. При этом с домашними делами и собственным бизнесом не всегда удается качественно организовать процесс обучения и досуга. В результате, дети чувствуют себя перегруженными, а родители, в погоне за лучшими учителями, репетиторами и тренерами, исполняют роль личного водителя, тратя колоссальное количество времени на то, что могла бы организовать всего одна частная школа.
Что может дать английская школа
В Англии младшие школы — это не просто футбольные поля, театральные сцены и художественные мастерские. Это сообщество профессионалов, которые грамотно разрабатывают расписание и меню, следят за успеваемостью и безопасностью, уважают интересы детей и поощряют их склонности. В младшей школе Port Regis учатся мальчики и девочки 3 — 13 лет, но техническое оснащение школы под стать полноценному колледжу. Здесь есть всё — от подводного плавания и разведения пчел до игры на арфе и уроков стрельбы. Директор Port Regis обучает детей с ранних лет французскому языку и искусству дебатов. Родители уверены: «Мистер Данхилл объясняет всё очень доступно, и каждый ребенок чувствует себя в своей тарелке». Неудивительно, что уверенные и самостоятельные ученики Port Regis переходят потом в старшие топ-школы, а некоторые даже получают стипендию на обучение в Eton College.
Переход в престижные школы — отнюдь не главное достижение младших школ. В прошлом году ученицы Foremarke Hall (Repton Prep School) выиграли национальный чемпионат по хоккею на траве, а еще семь учеников были отобраны в Национальный молодежный оркестр. За шикарным особняком Foremarke Hall и умилительной школьной формой в бело-голубую клетку, скрываются успешные и талантливые дети, для которых парусный спорт — обычная практика, а гоночные мини-автомобили — очередной уик-энд.
Подобные чудеса вы увидите и на кампусе младшей школы The Downs Malvern — главного поставщика отличников в знаменитый Malvern College. На четверть мили территории The Downs Malvern тянется мини-железная дорога, по которой едет настоящий паровоз — с туннелями, станциями и контрольными пунктами. Для детей управление локомотивом — это не только забава, но и шанс применить на практике свои знания в области физики, математики, технологий, истории и географии.
" Чтобы дети свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом и играть на скрипке — нужно, чтобы их любили, уважали и предоставляли в их распоряжение всё то, чему мы бы хотели их научить".
Глен Доман директор Института развития потенциальных возможностей человека
Удивительно, каких высот человек способен достичь в юном возрасте. Пикассо было всего 14 лет, когда он написал картину «Первое причастие». В 17 лет Микеланджело создал свою первую скульптуру Мадонны, Моцарт стал придворным музыкантом, а Мендельсон написал «Свадебный марш». Мэри Шелли было всего 18 лет, когда она сочинила историю про «Франкенштейна».
Среди великих людей было немало гениев, но большинство просто любили свое дело и оказались в нужных условиях. Точнее — кто-то вовремя создал для них эти условия — дал в руки кисть, усадил за клавиатуру или отвел в библиотеку. Масару Ибука, со-основатель компании Sony и автор книги «После трех уже поздно», уверен, что в каждом ребенке дремлют безграничные способности: «А вырастет ли из почки дерево или из бутона прекрасный цветок, зависит от того, какие условия вы создадите для этого и как будете ухаживать за своими подопечными»