Гарри Поттер, кризис пенсионной системы и другие вопросы от приёмной комиссии Оксфорда
Какие вопросы вступительного интервью могут поставить вчерашнего школьника в тупик? Преподаватели Оксфордского университета рассказали, как умение рассуждать может спасти от незнания предмета.
Предмет: Английский язык
Вопрос: После суперуспешной серии о Гарри Поттере Джоан Роулинг опубликовала книгу для взрослых. По вашему мнению, как авторство для детей отличается от написания книг для взрослых читателей?
Люсинда Рамзи, MansfieldCollege:
Абитуриенты, которые выросли на «Гарри Поттере», возможно, читали новую книгу Роулинг и задумывались над тем, как изменился её подход к аудитории, и что изменилась в самих читателях. Но, даже не зная ничего о творчестве Джоан Роулинг, можно рассказать что-то о себе: как кандидаты подходят к прочтению разных книг, как писатель создаёт основную часть и как он пишет для разной аудитории.
Неважно, какие книги читают абитуриенты. Важно видеть, что они читают вдумчиво и осознанно, что они способны мыслить как литературные критики. Предположим, я задам тот же вопрос о Шекспире. Некоторые абитуриенты, возможно, не имеют чёткого представления о его литературном наследии. Но начни я с Гарри Поттера, у каждого будет, по крайней мере, отправная точка для размышлений. Думаю, Роулинг заслуживает упоминания, ведь немало людей, поступающих в этом году на Английский язык, стали заядлыми читателями именно благодаря её книгам.
Предмет: Экспериментальная психология
Вопрос: Зачем человеку два глаза?
Дэвид Попплвелл, BrasenoseCollege:
Этот вопрос может вытекать из более общей темы - органов чувств человека. Например, два глаза важны для объемного восприятия. Почему даже одним глазом мы продолжаем видеть пространство в трёх измерениях? Что определяет оптимальное положение и расстояние между глазами? Почему мы стабильно видим ракурс, даже когда непрерывно вращаем головой? Как знания математики, физики и биологии помогают нам объяснить восприятие объемных предметов?
Дискуссия может перерасти в размышление о различных органах чувств человека и той роли, которую они играют при взаимодействии с окружающей средой.
Предмет: Биология
Вопрос: Почему многие животные полосатые?
Мартин Спейт, St. Anne’s College:
Смысл вопроса – в том, чтобы дать абитуриенту порассуждать над темой адаптации к жизни на планете. То есть, студенты могут подумать об отдельных полосатых животных, а затем перейти к размышлению о категориях – например, опасных животных (осы, тигры и змеи), о тех, кому полоски нужны для маскировки (зебры и тигры), и о тех, чьи полосы просто безобидная имитация опасных животных.
Кандидаты могут рассуждать о характерных примерах для более детального сравнения: тиграм и зебрам, например, полосы помогают маскироваться и сливаться с фоном. Одному они помогают укрыться от добычи, другому – спрятаться от хищника.
Над чем ещё стоит поразмышлять: могут ли полоски появляться у молодых видов, так ли важен цвет полос как их контрастный рисунок, почему размер, форма и ширина полос у разных видов различны.
На эти вопросы нет верного или неверного ответа. Мне просто любопытен ход мыслей абитуриента.
Предмет: Политические науки (философия, политика и экономика)
Вопрос: В 1970-е в Британии ходили разговоры о кризисе пенсионной системы, который в один прекрасный день наступит. Эти разговоры продолжались и в 1980-е, и в 1990-е, пока, наконец, не грянул кризис, а политики ничего не сделали, чтобы подготовиться к нему. Есть ли вина политической системы Британии в том, что мы не можем разумно решать среднесрочные и долгосрочные проблемы, даже когда они выявлены?
Дэйв Лил, BrasenoseCollege:
Этот вопрос - о демократии и её ограничениях. Обширный, но очень важный вопрос. Я проводил интервью с несколькими кандидатами, которые здраво рассуждали о способах голосования – например, если бы представители в парламенте, избранные на более долгий срок, могли бы продвигать долгосрочную политику.
Другой подход может отражать ответственность избирателей. Если они не задумываются на годы вперёд, нельзя винить только политиков. Здесь проблема скорее в образовании людей.
Один абитуриент высказался, что чиновнику нельзя выступать в парламенте, если у него нет детей на иждивении, в том смысле, что это гарантировало бы его личную мотивацию к решению долгосрочных проблем.
На данный вопрос нет единственно верного ответа. Мы проверяем способность абитуриента находить источник проблемы и решать её через рассуждение. Чёткое решение, высказанное кандидатом не так ценно, как результат проработки идеи.