Екатерина, 23 года
StudyLab взял интервью у студентки Central Saint Martin's, Екатерины
Какое впечатление произвел сам университет St.Martin's?
Думаю, надо начать с того, что сама атмосфера - это небо и земля по сравнению с нашими учебными заведениями. Колледж Святого Мартина считается ведущим учебным заведением в арт-направлении во всей Европе. Он задает моду, вектор движения. Так что учиться в таком месте не просто удовольствие, но и своего рода привилегия.
Мне кажется, многим будет интересно подробнее узнать о том, как строились Ваши занятия. Не могли бы вы подробнее рассказать?
Конечно. Тем более, что я сама пока не попала на программу, понятия не имела, что так вообще бывает (смеется). В первой половине дня у нас было по три часа графического дизайна, а во второй мы занимались английским и ходили по музеям, выставкам, просто гуляли, стараясь набраться образов, идей и источников для вдохновения для следующего дня. Занятия построены на самостоятельной работе. Каждый студент выполняет свое задание, а преподаватель контролирует этот процесс и каждому подсказывает, что по его мнению стоит улучшить. Очень важный момент - жесткое ограничение по времени. Нужно уметь за отведенные 180 минут понять, что от тебя хотят и успеть выразить это в своей работе. В противном случае, уверена - мы не успели бы сделать и половины того, что в итоге сделали.
В одном из постов своего блога я говорила, что за 4 недели обучения в школе Святого Мартина я приобрела больше опыта и знаний, чем 5 лет обучения в российском университете. Причина такого, на первый взгляд, серьезного расхождения - в интенсивности работы. В Москве мы делали 1 проект за полгода. В St. Martins мы за 4 недели зарисовали 128 скетчей, сделали 5 больших плакатов, 4 проекта по типографии, учились накладывать друг на друга изображения и работать на копировальной машине, делали финальный проект с разработкой дизайна бумажных стаканчиков для интернет кафе...
В российском подходе к образованию есть один большой минус - у преподавателей на все один ответ - «это плохо, иди переделывай». Что плохо? Что конкретно надо переделать? А если тебе нравилась твоя работа, что тогда? И вот ты приходишь домой после такого «совета» и думаешь, что же в твоей работе не так. Что-то снова меняешь, сам запутываешься, снова приходишь к преподавателю. А тот тебе снова говорит - «это не то, я же сказал тебе переделать». И вот эти моменты, когда тебе не объясняют ничего - это тебя конкретно ступорит. Приведу очень простой пример. Был такой момент на программе, когда я н могла разобраться в шрифтах - вроде все нормально, но что-то не то. Подошла к преподавателю, он говорит - «все нормально, работай в своем темпе, но обрати внимание на то, что у тебя очень много цветов, попробуй все сосредоточить и попробуй 2 цвета». В результате стало действительно лучше, причем самый класс в том, что я теперь точно знаю, как справляться с такими проблемами. Наши преподаватели почему-то не любят общаться, при том, что моя специальность требует этого.
Расскажите пожалуйста, как Вы адаптировались к английскому языку, были какие-то проблемы в общении?
Если честно, первые пару дней было очень сложно. Но после 3 дней я стала более-менее схватывать, а через неделю уже было все здорово. Первая неделя на адаптацию - это нормально. Нужно время, чтобы перестроить мозг, чтобы он начал думать на другом языке. Я старалась как можно больше общаться с англичанами - спрашивала что-то на улице, общалась с продавцами в магазинах, по телефону такси заказывала. Англичане - люди очень разговорчивые, предлагают либо карточку какую-нибудь завести, чтобы удобнее было, либо посоветуют что-то стоящее, если отказываешься, они переспрашивают почему. Очень мило. Был момент, когда я путалась по карте. Так мне не только объяснили, как дойти, довели до перекрестка и еще в след смотрели, как я иду (смеется). Очень помогали ежедневные уроки английского, которые были обязательной частью моей программы. Надо сказать, что в нашей группе были студенты с абсолютно разным уровнем подготовки, но ко всем преподаватели смогли найти подход, всем все объяснили. Для меня это серьезный показатель.
Катя, расскажите, как вы планируете применять навыки и знания, которые вы приобрели в St.Martin's, что-то изменится в вашей жизни после поездки?
Безусловно. Я хочу устроиться на работу, где смогу все свои знания применить. Точно я пока не определилась, но это будут либо IТ-технологии, либо проектная деятельность, либо какая-то дизайнерская студия. Было бы здорово применять языковые навыки, работать с иностранцами.
В целом, хочу еще раз сказать - эти 4 недели полностью перестроили мои представления о том, что я делаю. Я поняла, что не нужно возвращаться в прошлое, что-то выискивать, копаться в чем-то. На сегодняшний момент уже все сделано. Прошлые работы можно только брать и переделывать, подставлять, комбинировать, а это не творчество. Поэтому не нужно смотреть на то, что было сделано раньше. Нужно пытаться что-то сделать, смотря вперед и жить тем, что есть сейчас. Если все время оглядываться назад, нагнетать какую-то прошлую обстановку, не пробовать, не экспериментировать - ничего нового не будет.
Кстати, чуть не забыла сказать - после приезда я написала заявление и уволилась из своего университета. При чем самое интересное - преподаватели у нас, то ли чувствовали, то ли знали, и в первый же день спросили «Катя, а ты увольняешься?».
Скажите, вы собираетесь продолжить образование за рубежом, поступать на магистратуру?
Вообще, конечно, очень хочется. Для меня, правда, только учиться получается очень дорого. Но, с другой стороны, можно попробовать и работать, и учится. Так что я пытаюсь найти способы и варианты.
Наш традиционный последний вопрос - «Обучение за рубежом - это..»?
Это очень большие возможности и новый опыт, потому что это не сравнимо ни с чем, когда ты попадаешь в совершенно новую атмосферу, сам что-то находишь, и в итоге ищешь в себе себя.