Умение управлять эмоциями и финансами прививается ещё в школьном возрасте, — утверждают учёные и бизнесмены.
Мир становится всё более глобальным, растёт число международных компаний, а значит — будущему нужны только компетентные и талантливые сотрудники. По мнению руководителей, то, как люди управляют своими эмоциями, напрямую влияет на экономику общества. Нобелевский лауреат Джеймс Хэкман утверждает: необходимо с раннего возраста обучать детей «некогнитивным» навыкам — таким, как мотивация, настойчивость, умение приспосабливаться, быть лидером, ощущать себя «гражданином мира». Способность осознавать и контролировать свои эмоции приводит детей к успеху начиная уже с первого класса.
Обучение детей эмоциональному интеллекту проходит на лидерских программах в летних лагерях, на уроках выживания, в клубах дебатов. Такие активности обязательно должны быть в расписании школьника — они помогают развить качества лидера, умение дружить и выстраивать отношения со старшими, правильно реагировать в конфликтных ситуациях и достигать лучших академических результатов. Примечательно, что эмоциональный интеллект— это главный на сегодня инструмент успешного человека. Правильный жест, реакция, улыбка, хмурый взгляд, чуткость, внимательность помогает выстроить правильные отношения с людьми, а значит — повысить уверенность в себе и в своих силах.
Навыки предпринимательства
Если раньше дети мечтали стать футболистами и поп-звёздами, то сегодня каждый хочет быть следующим Стивом Джобсом. Так кто же такие «предприниматели»? Это люди, у которых есть идеи и желания, которые видят потребности других людей и знают, как их удовлетворить. Успешного предпринимателя характеризуют такие качества, как стойкость, лидерство, самоанализ, независимость. Эти черты — врождённые, и они присуще каждому ребёнку, но проблема в том, что их нужно культивировать.
«У детей есть мечты и стремления, но со временем они куда-то пропадают. Мы просто не развиваем эти навыки», — утверждает Камерон Хэрольд, бизнес-тренер и активный сторонник образования детей в сфере предпринимательства.
В 2010 году Хэрольд выступил на конференции TED с речью «Давайте растить из детей предпринимателей», где предложил ввести в учебный план классы по развитию предпринимательских навыков. При этом особое внимание должно уделяться публичным выступлениям, работе с возражениями и финансам. Чем больше учебный класс похож на реальную жизнь, тем отчётливее дети начинают видеть цель и самих себя в обществе.
Программы по лидерству и предпринимательству для школьников
Примером развития предпринимательства у детей могут послужить летние школы в Англии и Америке. Здесь подростки создают целые стартапы — от мобильных приложений и эко-ресторанов до курьерской службы и ремонта велосипедов. Идея учебного проекта — в том, чтобы занять определённую позицию и научиться вести бизнес на практике: видеть конкурентные преимущества, понимать спрос и предложение, рассчитывать прибыль и определять целевую аудиторию.
14–17 лет
Wellington College: школа юных предпринимателей в Англии
Цель программы — помочь подросткам развить навыки для запуска стартапа. В течение трёх недель юные бизнес-лидеры общаются с экспертами, посещают компании, практикуют живой английский язык. На семинарах по бизнесу школьники создают свой продукт, проводят исследование, разрабатывают финансовый план и презентуют финальный проект инвесторам.
14–18 лет
UC Berkeley: академические курсы в США
Калифорнийский университет Беркли — альма-матер со-основателя «Apple» Стива Возняка. Летняя программа UC Berkeley включает занятия по предметам и мастер-классы. Выбирая курс по предпринимательству, школьники узнают, как начать собственный бизнес и привлечь инвестора. В качестве воркшопов можно взять финансы, маркетинг или мастерство публичных выступлений.
7–14 лет
Летняя Лаборатория Британской школы в Москве
Уникальная программа, разработанная по британской системе, помогает улучшить навыки английского через проекты и эксперименты. На неделе стартапов участники научатся экономить сбережения, планировать расходы, попробуют создать собственную компанию и заработать деньги на благотворительность. Кроме того, детей ждут проекты по математике, литературе, географии, эко-дизайну и другим предметам.