Никита, 24 года
Я приехал в UC Berkeley учиться в магистратуре на факультете архитектуры. Заселение прошло хорошо: общежитие оказалось буквально в 100 метрах от моего факультета. Правда, я пропустил orientation week, поэтому адаптироваться на кампусе пришлось самостоятельно, но это не заняло много времени. Очень порадовало, что мне дали возможность выбрать комнату – я поздно ложусь и поздно встаю, поэтому мне нужна было помещение в северной или западной части, где по утрам не так сильно светит солнце.
Сам факультет архитектуры небольшой, а в магистратуре я, кстати, первый в истории факультета русский студент. Как на потоке, так и в общежитии, половину учащихся составляют американцы, половину – иностранцы.
В первый год учеба отнимала у меня очень много времени. У меня было 4 предмета в первом семестре, а все время, которое оставалось после занятий, я посвящал самостоятельной работе. И, честное слово, эти четыре предмета отнимали куда больше времени, чем 10 за семестр в моем домашнем вузе. Моими обязательными предметами были история, проектирование, аналог нашего сопромата и конструкции. Если какой-то предмет я уже изучал и мог это доказать – документами ли из старого вуза, разговором ли с преподавателем – я мог его не изучать, при условии, что в последующих семестрах я возьму его на продвинутом уровне. Так я поступил с сопроматом, и вместо обычного изучал продвинутый. Если есть силы, можно взять еще парочку предметов по желанию, но я крайне не рекомендую делать это в первые пару семестров.
Обычно у меня были пары во второй половине дня – для меня это очень удобно, так как я жил в «своем» графике. В UC Berkeley есть две программы магистратуры, двух- и трехлетняя, поступление на которые зависит от бэкграунда. Мое пятилетнее обучение в российском вузе помогло мне попасть на двухлетнюю программу, которая позволяет по окончании официально работать три года и лицензироваться в США. Обычно иностранным студентам аккредитованных архитектурных программ дают один год после окончания, но UC Berkeley в этом плане особенный. Когда я ехал сюда, здесь тоже давали один год, как и в остальных вузах. Но буквально пару месяцев назад ситуация стала значительно интересней.
В общих чертах главное отличие местной системы от моего российского вуза – МАРХИ - в плане архитектурного образования это большое внимание на концепцию проекта. Грубо говоря, нельзя просто спроектировать стильную коробку, не объяснив, почему она должна быть именно такой. Конечно, дома мы тоже так делали, но на значительно более начальном уровне. При этом на защите проекта «валить» будут только за идею, при этом толщины стен или расположение стояков мало кого беспокоит, при условии что студент не спроектировал умопомрачительный бред. Впрочем, некоторые проекты могут быть настолько концептуальными, что законам физики в них по умолчанию не место. Это не плохо и не хорошо, и я очень рад, что у меня есть возможность углубиться в метафизическую и абстрактную область архитектуры уже имея практические знания, которые я получил в России.
Часто проектированию сопутствует путешествие, оплаченное вузом. Везучие (как я) едут в Мексику и Перу, кого-то отправляют в соседний город. Это зависит от того, к какому преподавателю попадешь и над каким проектом будешь работать.
Этим летом я стажировался в одном из старейших и самых влиятельных архитектурных бюро в мире в их офисе в Лос-Анджелесе. Подать туда заявку меня надоумила профессор с моего факультета, которая сочла мои навыки подходящими. Каким-то образом меня туда взяли, и все идет к тому, что те три года, которые я могу работать в США после окончания, я проведу у них же.
Оба семестра в рамках второго года я буду преподавать студентам-бакалаврам 3-го курса в качестве Graduate student instructor (GSI), простыми словами – в качестве помощника преподавателя. Я буду преподавать проектирование в первом семестре и конструкции во втором. Есть несколько путей получить эту позицию – быть везучим или втереться в доверие к какому-нибудь профессору. В первом случае я просто подал заявку и меня выбрали по портфолио, а во втором меня пригласила лично профессор по конструкциям – мой средний балл по ее предмету на первом курсе превысил 100%. Сначала у профессора были сомнения, смогу ли я управлять студентами, заставлять их слушать меня. Здесь в качестве железного аргумента я привел службу в российской армии и большое ораву младших братьев и сестер, с которыми я рос. После этого оставалось сдать языковой тест, который позволил бы мне официально преподавать. Я бы не смог сдать его сразу по приезду, он был довольно сложный, но года в США хватило, чтобы значительно улучшить свой английский. Позиция помощника преподавателя может очень хорошо оплачиваться, вплоть до полной компенсации стоимости обучения, так что мне было очень важно не провалить его.
По поводу языка: профессора в вузе понимают, что есть студенты, которым еще сложно воспринимать на слух терминологию на иностранном языке, поэтому на парах они говорят внятно и медленно – не стоит переживать за то, что вы что-то упустите или не разберете. Я переживал, но на деле не испытал никаких проблем. Еще советую спрашивать у всех вокруг о скидках или стипендиях на обучение или на жилье, мониторить всевозможные сайты – о многих бонусах не рассказывают на ознакомительной неделе, так что стоит поинтересоваться самостоятельно. За первый год я получил около 13 тысяч долларов стипендиями, а второй и вовсе обойдется мне почти бесплатно благодаря зарплате за преподавание и паре грантов.