Александр, 20 лет
Почему ты решил учиться в американской средней школе?
Моя сестра училась в Америке, в обычной частной школе, без проживания. Потом она поступила в университет. Я хотел пойти по той же схеме, но поступил в школу с проживанием, потому что мой главный спорт – баскетбол, а в таких школах он очень сильно развит. Также я посчитал, что школа с проживанием будет очень хорошим опытом с точки зрения развития самостоятельности.
Что самое сложное в проживании на кампусе?
Для меня самым сложным был даже не язык, а понимание того, как устроена социальная среда в школе. Там все завязано не на индивидууме, а на обществе. Все, чем ты занимаешься, должно иметь ценность для школы, для людей, которые там учатся. Спустя месяц после начала обучения в школе, каждый учитель знает имя каждого ученика. Pomfret – школа маленькая, и все быстро друг с другом знакомятся. Когда я ходил на алгебру, в классе было много учеников, которые были старше меня. Я был в девятом классе, а они – в одиннадцатом. Для меня некоторые темы были легкими, поэтому я во время урока им объяснял этот материал. Иногда объяснения учителя не совсем понятны, потому что он использует сложные термины. А я как человек, который находится на их же уровне, могу им проще все это объяснить.
Чем занимаются ученики в американской школе помимо уроков?
Самое важное в американских школах – не то, какие классы ты берешь, а то, что ты делаешь после классов. Очень важно иметь лидерские позиции в определенных областях. Например, я был префектом. Префект – это тот, кто надзирает над учениками в доме, следит за порядком. Такие лидерские позиции хорошо иметь в резюме, которое ты отправляешь в университеты. Я также был президентом клуба классических фильмов. Это тоже мне помогло при поступлении. Я поступал на режиссуру, и такой опыт свидетельствовал о том, что у меня есть не только техническое мышление, но и креативное. Университетам хочется видеть не человека, который делает что-то одно, они отдают предпочтение разносторонним людям.
То же самое со спортом. Он очень важен. Вообще у тебя есть выбор: либо театр, либо спорт. Я зимой занимался баскетболом, весной – теннисом, а в первый год девятого класса осенью я ходил на американский футбол. Хоть я и не остался в команде после первого года, это был очень важный жизненный опыт. Были игры, когда игроки травмировались, и мне приходилось больше играть, больше понимать этот спорт. Игра способствовала общению между учениками. В команде собраны игроки из разных классов: со мной играли ребята из двенадцатого класса. Поэтому после первой четверти у меня были знакомые не только из числа тех, с кем я учился в классах, но и среди тех, кто специализируется на совершенно других предметах.
Как школа помогает ученикам в выборе будущей специальности?
В школе у меня было много разных идей насчет будущей специальности. Сначала я собирался пойти на маркетинг, потом остановился на инженерии. А в университете взял еще и второе направление – режиссуру.
В школе у меня был курс по созданию фильмов. Благодаря этому предмету в двенадцатом классе я получил награду за цифровое искусство.
В Америке на уроках дают не просто теорию, но и много опыта. В классе по режиссуре нам давали очень много времени на самостоятельную съемку фильмов. Также у меня были классы по моушн-графике, это помогло мне не только с режиссурой, но и в принципе с искусством, потому что благодаря этому классу я научился пользоваться фотошопом. Это позволяет мне сейчас не просто снимать фильмы, но и оформлять их, например, создавать постеры, добавлять дополнительные эффекты.
У тебя всегда есть варианты. Ты должен взять несколько классов по искусству, но ты можешь выбрать, какие хочешь. В девятом классе, в самой первой четверти я взял класс по импровизации. В этом классе все были из двенадцатого класса. Они уже учились по три-четыре года и друг друга знали. Я же был единственным девятиклассником, который только что приехал из России, без опыта жизни в Америке и опыта общения с людьми на английском. И этот урок очень сильно помог мне открыть себя. В конце четверти у нас было выступление перед всей школой. Любой ученик школы мог выкрикнуть какое-то слово, и мы должны были на его основе придумать импровизацию. Когда я учился в России, я бы точно этого не смог сделать. Выступать на сцене перед 350 учениками и 70 учителями? Никогда! Благодаря этому уроку, я это смог сделать. Также этот класс помог в плане ораторского мастерства. Теперь я не боюсь выступать перед публикой.
Какими качествами нужно обладать, чтобы успешно учиться в американской школе?
Самое главное – общительность и открытость. В Америке люди очень открытые, они очень любят поговорить. Даже если это какой-нибудь small talk, тебе говорят: «Как дела, как прошел твой день?» И при этом ты этого человека почти не знаешь. Эти вещи очень помогают в дальнейшей жизни, например, на интервью. На интервью у тебя не будет много времени, но тебя нужно полностью показать.
Многие ученики, которые приезжают из других стран, испытывают проблемы с общением. Бывает так, что человек уже полгода в школе, и у него очень маленький круг общения просто из-за того, что он не привык к этому.
Как проходило поступление в университет после школы?
Я поступал в несколько университетов. Сначала я хотел пойти учиться на маркетинг и смотрел на вузы Восточного побережья. Но в то же время я всегда обожал Сан-Франциско и хотел переехать туда. У меня там училась сестра, и я ее часто навещал. Поэтому затем я начал рассматривать и университеты там. Также решил поменять специальность на инженерию, потому что мне казалось, что на бакалавриате лучше получить техническое образование. А дальше после этого я могу делать что хочу.
Я подавал в несколько университетов: некоторые из них из системы UC, государственные университеты Калифорнии: UC Berkeley, UCLA, UC Davis, UC Irvine. Они очень высоко котируются в США. Но в итоге я пошел в University of Santa Clara, самый старый университет Калифорнии. Это маленький частный университет, на бакалавриате там учится около 5000 человек. Моя двоюродная сестра там заканчивала магистратуру, а там же учился ее муж – он тоже инженер.
Этот университет очень известен именно в Калифорнии. На Востоке про него мало кто слышал, а в Калифорнии он очень высоко котируется, особенно в среде инженеров. Компании очень любят приглашать его выпускников.
Отчасти это связано с тем, что здесь учат не одной специальности, а комплексно, разнообразию дисциплин. Ты должен брать классы по религии, этике. Вначале ты думаешь: зачем они мне? Но вот зимой у меня было занятие по этике, и я использовал одну этическую систему для решения транспортных проблем Сан-Франциско. Я понял, насколько это полезно не только в плане общей эрудиции, но и с точки зрения работы над задачами. Когда ты ведешь городской инженерный проект, ты должен думать не только о нем самом, но и о том, как он будет влиять на окружающую среду, на людей.
Материал подготовлен по итогам StudyTalk, встречи с учениками и выпускниками школ США и Великобритании, которая прошла в Москве 21 августа 2019 г.