Мария, 25 лет
Мария, каково ваше первое впечатление от школы?
Я прилетела в Лондон, села в поезд и понятия не имела, в какую деревню приеду. Когда я вышла из поезда, для меня было немного шоком — вокруг пасутся овцы, коровы, лошади, павлины кричат — и тут мы занимаемся английским.
Но при всем при этом там очень грамотно поставлено преподавание и работают люди с огромным опытом. На уроках нет стопроцентной зубрежки, вы можете выйти на природу, прогуливаться по парку, и во время этой прогулки в вас закладывают столько, что к концу дня такое ощущение, что голова сейчас взорвется от количества знаний, но это приятно. При этом процесс обучения совсем не напрягает, преподаватели стараются постоянно делать какие-то брейки и все время с нами общаются. Даже простой кофе-брейк они обращают в скрытое обучение. Например, спрашивают «А что сегодня пишут в газете?» Это обычная беседа, она не напрягает и в то же время очень помогает в развитии. Или, например, мы довольно много смотрели телевизор, CNN news и сначала не понимали, зачем мы это делаем, но нам потом объяснили: «Вы учитесь слышать и это очень важно!»
При всем этом у нас была очень небольшая группа — всего пять человек — венгр, трое немцев из разных концов Германии и я. Преподаватели очень большой смысл вкладывали в слово «группа», даже если она состояла из двух человек!
Как были построены ваши занятия? Не похоже, что это были обычные уроки, как в школе...
Это нельзя назвать в прямом смысле «обучением» — там были моменты обучения, но они были закамуфлированы. В 8.30-8.45 за мной приезжали в гостиницу — либо преподаватель, либо директор лично. По дороге в школу меня расспрашивали — как прошел вечер, что было вчера на ужин. Я могла всю дорогу жаловаться, какой был не очень хороший ужин или его было много, или рассказывать, как вчера я ходила по городу, все было закрыто, но вокруг было очень красиво — такие чайки на набережной! Мы приезжали, собирались в большой комнате, пили чай-кофе, опять же обсуждали, кто как провел вечер накануне. Обязательно были шутки — английский юмор просто неповторим!
Мы разговаривали, и вот этот разговор и был учебой. Когда мы задумывались над каким-нибудь словом или конструкцией предложения, преподаватели нас не торопили, помогали нам. Если кто-то сказал что-то неправильно, они показывали, как нужно, и человек это запоминал после того, как сам еще несколько раз повторил...
Потом начинались другие занятия: просмотр новостей, их оценка наши комментарии. Нам задавали вопросы: что мы услышали, каково наше мнение, как на самом деле обстоят дела. Или мы просматривали газеты, интернет-новости. Мы разговаривали даже на такие глобальные темы, как роль женщины в современном мире. Преподаватель нас слушал и делал выводы, у кого какие проблемы, например, по грамматике, и предлагал это обсудить. Он давал нам пару-тройку предложений или упражнений, и мы их выполняли. Вечером мы, например, ходили на ланч с преподавателем и группой в какой-нибудь паб в соседней деревне, и опять болтали на разные темы, шутили, смеялись — проводили время очень весело. Это все включает мозг и заставляет его работать — конечно, в такой обстановке русский забывается моментально. Там есть один запрет: нельзя разговаривать на родном языке, каким бы он ни был, даже если вам звонят родные и близкие по мобильному телефону.
Какие еще интересные и неординарные занятия вы можете вспомнить? Чему вас там учили?
В Accent учат абсолютно всему — нет четких рамок и ограничений. Преподаватели очень любят моделировать ситуации. Например, будто вы пришли на вечеринку или прием — вам надо подойти к человеку и познакомиться, узнать, где и кем он работает. Вам рассказывают, как сделать это грамотно по английскому этикету, чтобы вы не показались иностранцем, который только что прочитал учебник. Они говорят, какой юмор уместен, какой — нет, какая разница между американским и английским юмором, что допустимо спрашивать у европейца, что — у американца.
Мы разбирали разные бизнес-ситуации. В школе нам устраивали презентации, переговоры, в которых участвовала вся группа — у каждого из пяти человек была своя роль.
Еще мы учились звонить по телефону. Представьте: вас закрывают в комнате с телефонной трубкой, и вам звонят — нас ставили в глупейшие ситуации и мы должны были «выкручиваться»! Вплоть до того, что нам давали задание по телефону купить три стула и пять шкафов и выяснить, какие артикулы нужны, или купить авиабилеты, или еще что-то.
Самое приятное, что преподаватель разбирает и записывает все ваши ошибки, каждому потом дает листочек, где все подробно изложено. То есть не только «поговорили и забыли» — вас разберут по косточкам. Вам советуют, какие вы должны использовать в речи вводные слова, синонимы, омонимы и так далее. Вы же приезжаете туда не с уровнем «эй-би-си-ди» — у вас уже есть база, вас спрашивают, что бы вы хотели изучать, в каком направлении работать, прислушиваются и дают рекомендации.
Мария, расскажите, пожалуйста, как вы проводили время вне школы?
Суббота, например, в школе Accent полностью посвящена экскурсии в другие города графства Девоншир. Оно примечательно тем, что там жила Агата Кристи и там много университетов. А так — это болотистая местность, красная земля — классическая глубинка Англии. Также на мини-экскурсию возят по вечерам в среду. У нас, например, была экскурсия по пабам, сами понимаете, было очень весело — мы обошли все пабы в городе, в последнем поужинали и вернулись домой. Ежедневный ланч вы также проводите в соседних городках, а по дороге можно зайти в церкви — тоже мини-экскурсия получается. Если после 5 вечера (окончание занятий) никаких прогулок, ужинов с друзьями или экскурсий у вас не намечается, можно вернуться в отель и делать уроки. Там задают и довольно много — я как заправский студент честно делала домашнюю работу — ведь завтра спросят, нужно быть готовой!
Как вы считаете, есть ли какой-то эффект от вашего обучения — ведь оно длилось всего неделю?
Поверьте, даже за одну неделю чувствуется большой прогресс в языке! Мой уровень повысился однозначно. Могу и другие примеры привести. У нас учился один мужчина, Йозеф. Вообще-то он венгр, но закончил в Москве МАИ, женился на русской и уехал с ней жить в Израиль. Вот такая сложная история. Он владеет тремя языками и приехал учить четвертый — английский, который у него был на очень плохом уровне. Может, что-то по грамматике он и знал, но говорить, использовать сленг и писать письма он не мог. Он через 2 недели стал такие письма писать, так говорить начал! Преподаватели уверены, что в результате такого интенсивного обучения что-то «включается» и люди начинают говорить. Может, поэтому школу Accent так любят. Там есть свои «старожилы». Например, после меня приехал русский, какой-то пивник, он ездит сюда уже третий год на неделю-две в одно и то же время. А еще там можно совмещать занятия английским с игрой в гольф, и нам рассказывали, что в Accent ежегодно приезжают швейцарцы, живут по 5-6 недель: полдня учатся, полдня играют в гольф.
Какие выводы вы сделали как «первая ласточка»? Что посоветуете своим коллегам, которым еще предстоит поездка в школу Accent?
Я посоветую им не повторять моих ошибок и жить в семье, а не в гостинице. Проживание в семье у них не означает круглосуточной опеки, как это бывает со школьниками. Вам просто сдают комнату, кормят ужином, общаются с вами, могут что-то подсказать — как куда проехать, как взять машину на прокат, но не более того. Когда живешь в семье, то и вечером разговариваешь на английском. А я приходила в гостиницу и все — общения не было — ощущался какой-то «провал». После меня в Accent приехала учиться француженка, она сказала, что из их компании десятки человек ездят туда учиться и все, даже начальники, живут в семьях. Я боялась, что жить бок о бок с чужими людьми напряжет, но посмотрела, как это происходит там, и поняла, что жить надо только в семье. Это и намного дешевле. Вообще в стоимость обучения входит все: и дорога на самолете и поезде (на поезде — что-то около30 фунтов), и обеды, и ланчи, и кофе-брейки, и все остальное — вы приезжаете и не думаете ни о чем, кроме английского. Вы там тратите деньги только на сувениры и то если найдете — там все закрыто после 4, а занятия заканчиваются в 5 вечера. Школа даже все учебники, задания и пособия вам оставляет. Ведь потом с ними же можно продолжать заниматься по телефону или Скайпу — это недорого.
Школа помогает своим студентам абсолютно во всем — вплоть до того что мне там билет забронировали в последний день. Когда пришла пора уезжать, меня отвезли на вокзал всей группой, очень тепло попрощались, мы обменялись фотографиями. Там все очень позитивно.
...Вы прилетели в Россию. Что дальше?
После этой поездки мне стало в работе намного легче — за неделю я сделала большой «прорыв» в языке. К тому же я стараюсь его поддерживать: например, летала в Америку к друзьям на 2 недели, да и в компании была практика общения на английском.