Что формирует будущих лидеров, законодателей, предпринимателей и креаторов? 7 навыков, которые делают успешными американских школьников: умение учиться, любовь к спорту, лидерство, креативность, тайм-менеджмент, новые технологии и «soft skills».
1. Академические навыки
Умение учиться – это, пожалуй, самый ценный навык, который только можно вынести из школы. Освоив определённые стратегии и привычки, школьник становится менеджером своего учебного процесса.
Ученики американских школ не тратят бесчисленное количество часов на домашнюю работу. Они пишут конспекты, с которыми удобно работать, читают и выделяют самое основное, расставляют приоритеты и элементарно умеют сосредотачиваться. Российским школьникам есть, чему поучиться у своих американских сверстников. Именно поэтому многие школы, в частности, Suffield Academy и Taft School, включают в свои летние программы занятия по академическим навыкам: как ставить цели, делать заметки, обобщать информацию, проводить исследования, оформлять цитаты, работать в группе, выступать перед аудиторией и решать американские тесты.
2. Спорт
В Америке спорт не культивируется искусственно, когда детей отдают в спортивную секцию, чтобы вырастить будущего чемпиона. Здесь спорт – это стиль жизни и целый пласт образовательного процесса. Инфраструктура частных школ, разнообразие спорта и форм тренировок дадут фору любым другим зарубежным школам.
Если кто-то один опоздал на тренировку, штрафные круги бегают все. И это правильно, – говорит Лиза, член сборной по волейболу в Ross School. – Только так мы можем научиться играть как одна команда.
Northfield Mount Hermon – школа-пансион в штате Массачусетс, предлагает одну из самых обширных спортивных программ в Америке. Ученики NMH могут выбрать из 20 видов спорта. Бейсбол, гребля, гольф, лакросс, софтбол, теннис, волейбол, футбол, баскетбол, плавание, лыжи, хоккей, - и каждый семестр можно пробовать что-то новое. Тренировки, игры, соревнования развивают в детях навыки конкуренции, лидерства, упорства и честной борьбы.
3. Лидерство
Глава старшей школы The Hun School of Princeton (штат Нью-Джерси) Райан Хьюс полагает: «Любая школьная программа измеряется правом голоса учеников. Дети не просто получают информацию, они полноправные члены школьного сообщества».
В The Hun School of Princeton действует школьное самоуправление и даже есть своя конституция. Старшеклассники выбирают представителей в сенат, консультационный и исполнительный совет, чтобы выражать свои идеи по улучшению работы школы. Во многих частных школах Америки действует программа прокторов. Прокторы – это ученики, которые возглавляют школьные резиденции. Они помогают новичкам адаптироваться к жизни на пансионе, улаживают любые житейские вопросы и продумывают программу мероприятий на выходные.
4. Творчество
Побывав в частной школе США, начинаешь сомневаться, что дети могут креативить на любительском уровне: настолько здесь всё профессионально. В школе Loomis Chaffee ученики выставляют свои работы в галереях “Mercy” и “Barnes&Wilde”. Начинающие актёры играют в мюзиклах школьного театра NEO, а из музыкальных классов доносятся звуки струнного квартета, пока школьная группа “Raw Ham” записывает свой второй по счёту диск.
Порой уровень профессионализма у американских школьников зашкаливает настолько, что не получается достать билет на школьный спектакль. Такое часто бывает в Deerfield Academy – самой престижной школе штата Массачусетс. Бурные овации здесь – привычное дело. Deerfield Academy гастролирует время от времени со своим оркестром, хором, джазовым ансамблем и рок-группой. Примечательно, что изобразительными и исполнительскими искусствами здесь могут заниматься дети с любым уровнем мастерства.
5. Управление временем
Чтобы понять, как в частных школа США работает система тайм-менеджмента, посмотрите на резюме счастливчиков, поступивших в Гарвард: президент класса, капитан сборной команды, главная роль в мюзикле, летняя практика в Стэнфорде, благотворительные поездки, олимпиада по математике, собственная колонка в школьной газете, - и всё это один человек.
Как американские школьники всё успевают? Дело в грамотно составленном расписании:
8:00 — занятия
11:00 — ланч
14:00 — занятия
16:00 — спорт и творчество
19:00 — клубы по интересам, репетиции и самостоятельная подготовка.
Кстати говоря, о домашних заданиях: в американских школах для каждого вида заданий ученик получает инструкцию: сколько слов, какими источниками можно пользоваться, сколько раз можно ссылаться на чьё-либо мнение. Каждый ребёнок имеет онлайн-доступ к этим инструкциям, спискам литературы и учебному плану. Такая система позволяет сэкономить время и устранить вопрос, почему поставлена та или иная оценка.
6. Компьютерные навыки
В ближайшие 10 лет умение писать программы, сайты и мобильные приложения будет таким же необходимым навыком, как знание английского и управление автомобилем. В учебном плане американских школ компьютерные науки давно стоят в одном ряду с математикой, физикой, химией и биологией.
«Каждый человек должен научиться программировать. Ведь уметь программировать – значит уметь думать». Стив Джобс |
В 1993 году Suffield Academy стала первой школой в Америке, где у каждого ученика появился в распоряжении личный лэптоп. Через 6 лет школа добавила компьютерные науки в перечень предметов и предложила детям увлекательные проекты: сделать в программе CAD чертёж здания, изученного на уроке истории, смонтировать при помощи iMovie небольшой фильм по мотивам пьесы, создать сайт для школьного клуба и спроектировать виртуальный тур по кампусу. Для всего этого в Suffield Academy есть технологический центр, издательство, мультимедийная лаборатория, сканеры, профессиональное оборудование для видеосъёмки и самые последние версии компьютерных программ.
7. Soft Skills
Недавно газета “New York Times” опубликовала любопытную статью «Как получить работу в Google», где вице-президент по набору персонала Google опровергает идею успешного «ботаника».
Мы ищем лидеров, но не из разряда «президент шахматного клуба», а из тех, кто, столкнувшись с проблемой, может в нужный момент встать во главе команды и повести её к цели.
«Конечно, хорошие оценки важны, - говорит Лазло Бок. – Но мы хотим видеть толковых ребят, которые умеют учиться. Точно также необходимо быть человечным, не мнить себя гением, а уметь сделать шаг назад и дать другим проявить себя».
Навыки, которые Google и другие компании мира ищут в своих работниках, называются “soft skills”. Они воспитываются в американских школьниках с первого класса. Как вести диалог, предлагать идеи, решать задачи, проявлять любознательность, работать в команде, быть лидером или последователем, вести проект и самостоятельно искать нужную информацию. Эти навыки никак не связаны с интеллектом, способностью цитировать Шекспира в оригинале или перемножать в уме трёхзначные числа. Но умения ребёнка чётко формулировать мысли, предлагать альтернативы и уважать чужую точку зрения сделают его успешным во всех сферах жизни.