В зарубежной школе ребенок не только становится «гражданином мира», но и по-другому выстраивает этот мир вокруг себя. Многие ученики английских и американских школ отмечают, что изменились в лучшую сторону благодаря новым качествам, полученным за рубежом. Что это за качества и почему они так важны, — в обзоре StudyLab.
1. Самостоятельное обучение
«Я всегда распределяю время перед экзаменами: какие предметы и когда буду повторять. Курсовые работы дают за месяц, поэтому нужно себя организовывать, брать ответственность и соблюдать дедлайны»
Арман, St. Leonard’s School
В зарубежных школах детей, первым делом, учат учиться. Это необходимо для того, чтобы после школы — в университете или на рабочем месте, — человек мог самостоятельно справиться с любой задачей. В школах Англии и США преподаватели не транслируют информацию, а выступают в роли консультантов и модераторов. Их задача направлять и контролировать процесс, а не пересказывать учебник (да и зачем, ведь есть же Google). Ученик должен сам уметь разбираться в материале — задавать наводящие вопросы, связывать новую тему с предыдущей, находить ответы в книге и делать свои выводы. Для этого в зарубежных школах есть всё необходимое — шикарные библиотеки, компьютерные классы, часы консультаций и самостоятельной работы. Кроме того, именно любознательность отличает детей от взрослых. Поэтому если школьнику не давать готовые ответы, а задавать интригующие вопросы, то учеба будет восприниматься им как процесс открытий, а не запоминания фактов.
2. Управление временем
«Я поняла, что могу сама планировать свою работу — это то, что в России я никогда не делала. У нас есть специальные книги-планнеры, где мы пишем, что будем повторять каждый день. Это очень важный навык»
Анастасия, Malvern College
Питер Друкер, «отец современного менеджмента», говорил: «Временем управлять нельзя. Можно управлять только собой». Именно этим и занимаются ученики зарубежных школ каждый день: они идут в библиотеку на перемене, чтобы почитать дополнительную литературу, и не затягивают с домашней работой, дабы успеть на репетицию или тренировку.
Частные школы предлагают много интересного помимо учебы: спорт, творчество, клубы, мероприятия. В таких условиях прокрастинация пропадает сама собой. И когда родители говорят, что за рубежом их ребенок заметно повзрослел, то они имеют ввиду его способность расставлять приоритеты, блокировать отвлекающие факторы (компьютерные игры, соцсети) и делать всё наперед.
3. Мотивация
«Cамое главное в американской школе — это сами дети, они очень мотивированы и у тебя появляется мотивация учиться еще больше. Тебе хочется быть лучше, общаться на равном уровне, развивать себя больше»
Мариам, Peddie School
Топ-школы Англии и Америки тщательно отбирают детей, — и это факт. Они принимают академически сильных учеников, с достижениями в спорте, творчестве или общественной жизни. Поэтому когда в классе оказывается пятнадцать отобранных детей, то легко представить, насколько повышается их уровень мотивации. Каждый стремится стать лучше — первым ответить на семинаре, прочесть все книги из списка или опередить программу за лето. Зарубежные школы придерживаются такой философии: дети учатся друг у друга, и чем больше каждый из них будет вкладывать в самого себя, тем больше будет их коллективный успех. Здесь важную роль играет и позиция учителя. В зарубежных школах преподаватели не зациклены на выставлении оценок. Их задача — показать прогресс, то есть где ученик был и к чему он пришел. Если ребенок из двадцати примеров решил только десять, то это не «тройка», а «10 из 20». Четкая цель и ощутимый результат — самые сильные мотиваторы для ученика.
4. Старательность
«Все социальные сети ушли на задний план. Если я работаю, то, пожалуйста, меня не беспокойте. Я ухожу в библиотеку, читаю дополнительную литературу. Если мне сказали выполнить 5 номеров из учебника, я сделаю 20»
Валерия, Uppingham School
Фраза «Нужно лишь приложить усилия» — рецепт успеха в зарубежной школе. Действительно, если ребенок старается и проявляет интерес к предмету, то его труд обязательно будет отмечен. В школах Англии и США существуют даже так называемые «efforts grades» — то есть оценки за старания. Кроме того, за рубежом не принято вешать на детей ярлыки и с первого класса делить их на «физиков» и «лириков». У каждого свой стиль и темп обучения: одному достаточно пяти минут, чтобы вникнуть в тему, а другому нужен час. И от того, как ученик проведет этот час, — в библиотеке или на консультации, — будет зависеть его успеваемость. Еще один важный момент: в школах Англии и США у каждого ребенка есть свое мнение. Он может открыто его высказывать, не боясь, что кто-то из класса его раскритикует или высмеет его позицию. Такая свобода слова активно поощряется во время дискуссий, когда школьники раскрепощаются и начинают мыслить самостоятельно, как взрослые личности.
5. Социализация
«Мне кажется, самая большая ошибка многих учеников, которые приезжают из других стран — это то, что они очень закрыты первые месяцы. Главное, в самом начале быть самым собой, быть тем, кто ты есть»
Александр, Pomfret School
Частные школы-пансионы были придуманы для того, чтобы дети социализировались. Ведь научить ребенка читать или считать можно в семье, а вот подготовить его ко взрослой жизни, — для этого нужна своя среда. На пансионе дети живут в уменьшенной версии реального мира: они вступают в сообщества, находят общие интересы, вместе отмечают праздники и заводят друзей. В этот момент очень важно быть открытым и помнить, что в зарубежной школе все дети находятся в равных условиях, — живут отдельно от родителей, вместе обедают, делят комнату и носят школьную форму. В такой атмосфере адаптироваться к новой жизни намного проще, если рассматривать каждое знакомство как новую возможность.