«Образование на протяжении жизни» – образование без границ
Связаться с менеджером
Назад

Курсы для взрослых

«Образование на протяжении жизни» – образование без границ

/files/articles/attaches/0/24/image-35376.jpgСовременная экономика, основанная на знаниях, требует от людей, вовлеченных в самые разные виды трудовой деятельности, постоянно совершенствовать свои знания и навыки, корректировать траекторию профессионального развития. Молодому поколению порой приходится радикально менять профессию (4 – 5 раз в течение жизни) с целью достижения максимального успеха и карьерных возможностей. Гибкая система вакансий на рынке труда служит немаловажным стимулом для подобных перемен. Менеджер по работе со СМИ плавно переквалифицируется в менеджера по связям с общественностью. HR-специалист становится ведущим консультантом по обучению и развитию компании. Примеров можно привести очень много, достаточно изучить банк вакансий популярных среди «охотников за головами» сайтов и информационных баз профориентационных агентств. Смена типа деятельности может быть эффективно осуществлена только в случае постоянного повышения уровня образования: приобретения новых навыков и компетенций, расширения кругозора. Специалистам же, которые остаются занятыми в одной области длительное время, приходится обновлять квалификацию не реже, чем один раз в три года.

В настоящее время в странах Западной и Восточной Европы более половины занятого населения имеют высшее образование (что считается достаточно большим достижением), при этом доходы обладателей диплома значительно превышают средний доход. Безусловно, этот фактор повышает значимость высшего образования в глазах современных школьников и студентов.

Однако данное явление стимулирует и другие тенденции. Университетский диплом получает все большее количество людей (особенно это заметно в России, где с появлением огромного количества негосударственных вузов и структурным расширением государственных процент людей с высшим образованием в сильной степени увеличился). Высшее образование теряет свою очевидную конкурентоспособность.

Желающие максимально повысить свои жизненные шансы, стремятся получить дополнительное образование: в магистратуре, на программе MBA, курсах при университетах, программах тренингов.

Система среднего образования во всем мире предъявляет все более высокие требования к учащимся. Углубленное изучение обязательных дисциплин, изучение нескольких иностранных языков, увеличение количества элективных предметов – все эти факторы расширяют рамки среднего образования, стимулируя учеников и их родителей принимать участие в программах дополнительного образования: курсах, летних лагерях, школах творчества.

Схожим образом обстоит дело в области изучения иностранных языков. Ни для кого не секрет, что процессы глобализации, проникшие практически во все сферы социальной жизни, сделали английский основным языком международного общения, без свободного владения которым практически невозможно добиться успеха. В связи с этим, возрастает роль «вторых» иностранных языков: французского, немецкого, испанского, итальянского.

Таким образом, сегодня мы говорим не столько об образовании, раз и навсегда определившем всю жизнь (однажды полученном и влияющем на последующее профессиональное развитие человека), а об «образовании, получаемом на протяжении всей жизни» или непрерывном образовании.

История понятия «непрерывное образование»

«Образование на протяжении жизни» (Lifelong learning) как принцип и стратегия системы образования зародилось около 30 лет назад. Ведущие международные организации ОЭСР, ЮНЕСКО и Совет Европы выразили готовность развивать данное направление. По мнению представителей организаций, образование не должно ограничиваться ранее установленными рамками: институтами дошкольного, среднего и высшего образования. Следует учитывать потребности трудоспособного населения получать новые знания и, таким образом, активно развивать направления поствузовского образования, корпоративного обучения, языковой подготовки. Кроме того, в программу развития было решено добавить дополнительные программы для детей: курсы, летние каникулы, изучение иностранных языков.

В 1999 г. Странами Большой Восьмерки была принята Кельнская Хартия о непрерывном образовании. Развитие этой сферы было провозглашено приоритетным.

В 2003 году на Берлинской конференции министров образования стран – участниц Болонского процесса содействие развитию непрерывного образования было включено в число целей создания общеевропейского образовательного пространства*. «Наша задача заключается в расширении секторов образования таким образом, чтобы они включали и академические программы, и программы, совмещающие учебу с отдыхом. Потребители образовательных услуг смогут свободно перемещаться от одного типа обучения к другому, пополняя запас знаний и получая необходимые навыки», – заявил Алан Смит, координатор программы «образования на протяжении жизни» Европейской Комиссии (Lifelong Learning Programme).

Так, в странах ОЭСР в конце 1990-х гг. наметились тенденции поддержки видов дополнительного образования. Это привело к открытию новых структурных подразделений в вузах: курсов, лингвистических центров, центров профессионального обучения.

Форматы обучения

Несмотря на инновационность, непрерывное образование является понятием, весьма сложным для определения. Что оно включает? Детские кружки, творческие студии, курсы для деловых людей, программы для детей с родителями, дистанционное обучение?

Мы выделим только те форматы обучения, которые на данный момент развиты и в сильной степени востребованы в зарубежных системах образования: Великобритании, США, Франции, Швейцарии.

Летние каникулярные программы для дошкольников и школьников
Каникулярные программы представляют собой эффективное сочетание учебы, отдыха, спорта, экскурсий и развлечений для детей. Участие в летних школах – хорошая возможность продолжить образование за пределами институциональных рамок, заполнить пробелы в учебе во время каникул или отпуска. Как правило, все летние школы предполагают изучение иностранных языков. Тем не менее, они отличаются по специализациям или профилю. Например, известные школы the Hun School of Princeton (США), Gordonstoun (Великобритания, Шотландия), CIA (Франция) фокусируют внимание на интенсивном преподавании иностранного языка, прекрасно совмещая учебное расписание с мероприятиями развлечений и отдыха.

Глубоко изучить отдельные дисциплины и ознакомиться с академической программой западных школ можно в престижных средних учебных заведениях. Например, школа TASIS (Великобритания), наряду с занятиями языком и искусством (фото, музыкой, театром, танцами) предлагает углубленное изучение журналистики, археологии, архитектуры, а также осуществляет подготовку к экзамену TOEFL. Престижная американская школа Suffield Summer Academy организует академическую программу по тематическим направлениям: математике, информатике, естественным наукам (биологии, физике, химии).

Детей, увлекающихся искусством, с удовольствием примут в лагерь Village Camp, в английские школы Queen Ethelburga’s College, the Leys School (Великобритания, Йорк), в театральный американский проект «Encore!», проводимый в Ницце, в Leysin American School в Швейцарии, школу кинематографии New York Film Academy (Лос-Анжелес, Нью-Йорк, Лондон, Париж, Флоренция).

Летние спортивные лагеря вызывают живой интерес у школьников. Во время пребывания в лагере дети смогут усовершенствовать язык и овладеть любимыми видами спорта. Например, во Франции можно заняться парусным спортом в школе CIA Antibes. Лагерь Village Camp в Великобритании и Швейцарии предлагает юным участникам занятия теннисом под руководством квалифицированных тренеров.

Американские летние школы Stonehill College, University of South Florida, Summer Discovery, а также Citrus College и Lock Haven University организуют профессиональные занятия футболом, баскетболом, теннисом и плаванием. Хорошей репутацией среди детей пользуется британский лагерь Exportise, где помимо традиционных видов спорта, можно профессионально заняться танцами, гольфом и верховой ездой.

Курсы при университетах и летние программы языка для студентов
Западные университеты, взяв курс на развитие непрерывного образования, ввели новую форму обучения, предназначенную для студентов, выпускников вузов и молодых специалистов. Данная форма позволяет, не принимая принципиально важного решения о поступлении в зарубежный вуз и переезде в другую страну, ознакомиться с иной академической средой, погрузиться в атмосферу элитных университетов.

Летние курсы при высших учебных заведениях предполагают интенсивную языковую подготовку (зачастую к поступлению в вузы) или тематические курсы, за которые слушатели получают кредиты, засчитываемые, как в родных учебных заведениях студентов, так и в тех, в которые они собираются поступать. Прохождение курсов в топ-университетах дает студенту красивую строку в резюме и существенно повышает его шансы дальнейшего получения образования и карьерного роста.

Курсы предлагают следующие университеты:

Школы языка
Школы языка, пожалуй, являются наиболее удачным форматом дополнительного и непрерывного образования. Политика школ заключается в одном простом предложении: «Никогда не рано и не поздно учить иностранные языки». Весьма сложно определить предел совершенства владения языком: порой человек свободно владеет английским языком на повседневном уровне, но знания профессиональной лексики ему не достаточно. Случается, что становится необходимым изучение второго и третьего иностранного языка. Учебные заведения в Великобритании, США, Канаде, Франции, Германии и Швейцарии предлагают образовательные программы: от общего курса иностранного языка до подготовки к сдаче экзаменов и обучения специализированному языку профессий.

Так, желающие улучшить знания грамматики, повысить словарный запас, развить коммуникативные навыки могут посетить авторитетные школы: Bell International (Англия), OISE (Англия, Франция, США, Испания), Berlitz (Англия, США, Франция), NESE (США), Rennert Bilingual (США), CERAN (Бельгия, Англия).

В рамках курса языка можно подготовиться к сдаче экзамена (TOEFL, GMAT, IELTS), понять логику теста и приобрести все необходимые навыки для получения высоких результатов.

Говорить с иностранными коллегами на одном языке, освоить лексику изучаемой дисциплины, стать членом международного сообщества профессионалов – все эти конкурентные преимущества современный человек приобретает, тщательно изучив иностранный язык по своей специальности. В этом случае школы языка (в частности, CERAN, OISE, The London School of Business, Bell Professional) предлагают широкий выбор курсов:

    • Язык и международные переговоры;
    • Язык и HR;
    • Язык и банковское дело;
    • Язык и юриспруденция;
    • Язык и маркетинг;
    • Язык и медицина.

Список может оказаться очень длинным. Для молодых специалистов, желающих получить опыт работы в западной компании, образовательные центры предлагают стажировки по выбранной специальности – туризм, финансы, юриспруденция, консалтинг, недвижимость, строительство и многим другим. Здесь происходит усвоение профессиональной лексики и накапливается опыт трудовой деятельности, что в итоге оказывается очень эффективным для будущей карьеры.

*Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / Отв. Ред. М.В. Ларионова. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2005.

Подобрать оптимальную программу обучения за рубежом

Страна обучения
Комментарий
 
 
наверх